18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Владимир Васильев о Dona nobis pacem

Великий танцовщик ХХ века народный артист СССР Владимир ВАСИЛЬЕВ поставил в Татарском театре оперы и балета мировую премьеру спектакля Dona nobis pacem («Даруй нам мир») на музыку Мессы си минор Иоганна Себастьяна Баха, которую в день своего семидесятипятилетия представил в Москве, на сцене Большого театра.

Идея воплотить на сцене баховскую мессу родилась очень давно, в Италии, когда я первый раз услышал мессу си минор. Вдруг, что называется, на меня сверху снизошло: почему произведение никогда не ставилось на театральной сцене? Оно всегда исполнялось лишь в храмах, на концертах, да и то очень редко, потому что это произведение – пожалуй, одно из самых трудных, очень сложное, философское, не случайно его называют «высокой мессой». Тогда у меня возникла мысль поставить ее в Ватикане, со всеми действующими лицами, священнослужителями. Я представлял себе это так – как все люди собираются послушать рассказ о том, что же такое жизнь, зачем мы рождаемся на свет, какое назначение у каждого из нас?

Мне казалось, что спектакль объединит всех людей. В спектакле заняты и хор, и оркестр, артисты балета, и солисты из разных стран. Идея сама по себе замечательная, но до сих пор многие принимали ее как утопическую. На словах все меня поддерживали и хотели помочь, но и только.

На протяжении почти четырех десятилетий я возвращался к музыке Баха. В 1986 году снимал музыкальный художественный фильм «Фуэте», включил в него фрагменты мессы. Я все время думал: а успею ли я когда-нибудь поставить это? И, наконец, по приезде в Казань, в разговоре с директором оперного театра Рауфалем Сабировичем Мухаметзяновым, я признался ему, что вот уже десятки лет я мучаюсь от того, что не сделал самое главное - мессу Баха. И вдруг он говорит: «Давайте сделаем у нас». Здесь, в Казани?! Понимаете, мессу Баха нельзя исполнять на среднем уровне, все компоненты – оркестр, хор, балет, - должны быть первоклассными. Пришел в хоровой зал, послушал и понял: это было точное попадание. Балетную труппу я уже знал, кстати, в этом году исполняется ровно двадцать пять лет, как поставил здесь «Анюту». Я убедился, что уровень и хора Любови Дразниной, и оркестра Рената Салаватова, и балетной труппы Владимира Яковлева, - на высоте, и согласился.

Сегодня могу признаться – это были счастливейшие моменты моей жизни, но и самые тяжелые, волнительные. Столько энергии и крови высосала из меня эта работа! Постоянно приходилось думать, как же это все соединить? К какому жанру можно отнести постановку? Не знаю! И это не важно, главное – сделать.

Этот спектакль – обо мне. Я говорю здесь о своей жизни, а, значит, о каждом из нас, начиная с момента рождения и до ухода. Во время репетиции, когда на сцену в первый раз выскочили мальчик и девочка, я подумал: «Господи, это же мы с Катей (Екатерина Максимова - балерина, сценическая партнерша и супруга Владимира Васильева, скоропостижно скончалась в 2009 году. – прим. ред.), только что маленькими детьми, пришедшие в школу, а потом прошедшие вместе всю жизнь». На наших глазах эти юные герои взрослеют, познают жизнь, обретают любовь, ссорятся, расходятся, потом вновь соединяются. А потом происходит страшное: одна половинка уходит из жизни. И надо дальше как-то жить, а для этого надо обрести веру во что-то, в высший разум. Бах как раз говорит об этом, он давно уже обо всем рассказал. Все, что вы увидите на сцене, нам продиктовала его гениальная музыка.

Когда меня в Большом театре спросили, что бы я хотел на юбилей, я ответил: ничего не надо, я хочу только одного - чтобы то произведение, которое ставится мной в Казани, было показано на сцене Большого в день моего рождения.

«Тангейзер» целиком я не видел и не слышал, посмотрел лишь одну сцену, довольно пошлую. Но то, как глупо повела себя церковь в этом отношении, - это трудно было себе представить. Вообще скандал раздувают из ничего. В итоге постановщики добились необыкновенной популярности. Уверяю вас лишь в одном – если бы это было сделано здорово, никто бы об этой постановке ничего не сказал, ни слова.

Факты

  • Отец Владимира Васильева, Виктор Иванович Васильев, работал шофером на фабрике технического войлока, мать – Кузьмичева Татьяна Яковлевна - начальником отдела сбыта на той же фабрике.
  • Балетмейстер Юрий Николаевич Григорович, который тогда только пришел в Большой театр, предложил восемнадцатилетнему выпускнику училища Васильеву центральную партию Данилы в своей постановке балета Прокофьева «Каменный цветок».
  • Кроме Екатерины Максимовой – постоянной партнерши и Музы Васильева, – с ним танцевали Галина Уланова, Майя Плисецкая, Ольга Лепешинская, Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Алисия Алонсо и Хосефина Мендес (Куба), Доминик Кальфуни и Ноэль Понтуа (Франция), Лилиана Кози и Карла Фраччи (Италия), Рита Пулворд (Бельгия), Жужа Кун (Венгрия).

Гузель Подольская

Материал из номера:
Май 2015

Комментарии (0)

Купить журнал: