Каллиграфия и миниатюра - оружие ислама

Театр им. Камала представил главную премьеру сезона - «Меня зовут Красный». Спектакль,
сотканный из монологов, диалогов, видеоряда в формате 3D, кружения сцены-трансформера, столкнул главного режиссера Магнитогорского театра драмы им. А.С.Пушкина Максима Кальсина, который и инициировал постановку по роману Орхана Памука, и театр татарский. Результат - неоднозначен.

 

 

Памук выпустил этот роман об Оттоманской эпохе 1591 года в 1998-м,на английский он был переведен в 2001-м, а через пять лет автор получил Нобелевскую премию по литературе. С тех пор его перевели на 60 языков. До этого Памука никто в театре не ставил.

Во-первых, эта постановка — детектив. Убит художник, и убийца — один его коллег, который решил так образом предотвратить превращение восточного искусства в европейское, с перспективной, дотошным переложением реальности и нечистых сюжетов. Чтобы найти виновного, приходиться устраивать не допросы, а всматриваться в их рисунки, ища в них ответы. Соответственно поэтому помимо сами художников - Келебека (Бабочки), Зейтина (Оливы), Лейлека (Журавля), тут еще есть и фигура убийцы, безымянная до самого финала.

Во-вторых, это любовная история. Художник Кара возвращается в город, чтобы Шекюре, в которую он был влюблен с детства, стало его женой. А она уже четыре года ждет с двумя маленькими детьми мужа, который ушел на войну и не вернулся. Будущий тесть, Эниште-эфенди, который руководит крупным заказом для падишаха, также падет от руки убийцы — и Кара придется искать следы, чтобы доказать, что он невиновен.

 

 

В-третьих, это философский трактат, собранный из прямой речи различных персонажей. Все они вместе — один большой автор, рассказывающий о том, как Восток, стоящий на традициях старых мастеров, которые пишут мир так, каким видит его Аллах, боятся быть опрокинутым Западом, который рисует мир так, каким его видит человек за окном.

Ярославе Пулинович, востребованному российскому драматургу, успевшей, кстати , поработать в рамках творческой лаборатории «Свияжск АРТель» в этом году, удалось уложить основные сюжетные линии 500-страничного романа (хотя, конечно, подробное описание быта художников 16 века туда не попало).

 

 

 

Для Максима Кальсина, большого фаната Памука, эта постановка — дело чести. При этом он, как человек, татарского не знающего, явно мог только частично направлять актеров. Во-многом то, как он подал материал, напоминает сотрудничество девятилетней давности Камаловского с Георгием Цхвиравой, тогда покидавшим ТЮЗ и поставившим здесь «Хануму», громкий, музыкальный, резкий, одним, словом колоритный. У Кальсина красок и средств еще больше, однако экспрессии меньше. Он использует пирамидальную, расписанную орнаментами платформу, в которой можно, к примеру, раскрыть новые лестницы - одной стороной она становится домом, другой — базаром, третьей — кофейней, где просто шикарно играет роль местного шута Искандер Хайруллин (и эта роль отлично рифмуется с его же образом Ричарда III) — то он собака, то дерево, то женщина. Позади на 16-метровом экране транслируется 3D-изображения восточных покоев, кладбища, библиотеки, а также множества миниатюр по мотивам «Шахнаме», «Хосров и Ширин». Каждый актер одет в шаровары, халат, тюрбан и так далее. Порой и сами персонажи превращаются в оформление, намеренно вычурно изображая те же самые миниатюры, когда, к примеру, местная сваха Эстер (Алсу Гайнуллина) экспрессивно выдает рассказы о своих подвигах. А потом вопрошающей: «Любовь делает людей глупыми или влюбляются только глупые?».

 

 

При этом действие все равно крутится вокруг споров об искусстве, из-за чего порой скорость падает до уровня диафильмов о Калифе-Аисте — убери все технические новшества и будет театр «Экият». Эниште (Айдар Хафизов) и его соперник мастер Осман (Азгар Шакиров) настолько просто играют роль менторов, что даже Аркадий Гайдар расплакался бы от бессилия. Внезапно появляется тут и танцовщица живота, а также маленький хранитель библиотеки — найденный буквально за несколько дней до премьер шоумен Навар Аль-Базили, родом из ОАЭ. На сцене он всего несколько минут, говорит, конечно, с акцентом, никакой смысловой нагрузки не несет.

Зато нетривиальным выглядит то, что осторожно-страстная любовь Кара (Радик Бариев) и Шекюре (Нафиса Хайруллина) построена не на одной выразительной страсти, но и на бытовом расчете, в котором мужчина выглядит иногда просто игрушкой, а в итоге — становится калекой. И, разумеется, буквально сияет в роли Красного (то есть цвета! о котором так мало говорится в постановке!) Ильдус Габдрахманов, багрового цвета дервиш, похожий на дьявола и невесту, вещающий: «Понаблюдайте за мной: видеть – это восхитительно! Жить – значит видеть. Я виден везде. Жизнь начинается со мной, и все возвращается ко мне, поверьте”. Прямо-таки хочется, чтобы про него, по законам сериалов, сочинили спин-офф.

 

Радиф Кашапов

Фото: Юлия Калинина

23 марта

Начало - 19:00

Театр им. Г. Камала

Ул. Татарстан,1

Стоимость билетов - 180-1000 рублей


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме