18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Роин ДЖОРДЖИКИЯ

Про известного кардиохирурга профессора медуниверситета коллеги говорят, что у него в руках заложен «талант возвращения к жизни». Под его руководством выполнены первые три операции по пересадке сердца.

В Москве пересадкой сердца начали заниматься еще в восьмидесятые годы. Почему Казань  отстала? 

Действительно, первая успешная пересадка сердца в Институте трансплантологии состоялась в 1987 году, а недавно москвичи  установили рекорд – сто трансплантаций в год. За пределы столицы подобные операции вышли лишь пять-семь лет назад. У нас долгое время отсутствовало необходимое оборудование, не были определены базы, где можно забирать донорские сердца. Да и сами врачи нуждались в обучении данной специфической технологии. И вот пять лет назад сотрудники МКДЦ (Межрегионального клинико-диагностического центра) – хирурги, анестезиологи, медсестры – в общем, целая бригада, прошли обучение в московском Институте трансплантологии и искусственных органов. И сегодня мы  имеем первые успешные   результаты - на данный момент живы и здоровытрое пациентов с донорскими сердцами– двое мужчин пятидесяти и сорока двух лет и женщина тридцати шести лет.

Сердечно-сосудистые заболевания явно помолодели. Причины все те же – стрессы, экология, курение, лишний вес, малоподвижный образ жизни?

Все перечисленное, безусловно, сказывается на статистике смертности от болезней сердца и сосудов. Но нельзя забывать  и о вирусах. Многие вирусные инфекции, а также  обменные нарушения быстро приводят к изнашиванию сердечной мышцы. И лекарства помогают лишь кратковременно. В таких случаях без трансплантации  не обойтись.

Пересадка чужого сердца – наверняка, тоже не панацея. Ведь донорский материал организм принимает не во всех случаях?

Во-первых, ведется предварительный подбор донорских органов, во-вторых  прооперированные больные пожизненно принимают лекарства, чтобы отторжения не произошло. Препараты с каждым годом совершенствуются, становятся лучше. И результат, как говорится, налицо. Первые больные с донорским сердцем жили не больше года, а то и нескольких месяцев.  На сегодняшний же день их жизнь можно продлевать до двадцати лет.

Вы начинали с общей хирургии, занимались гепатологией, затем сердечно-сосудистой хирургией. Какой этап был для вас самым значимым?

Все этапы были по-своему интересны. Но наиболее ответственным стал период с 2000 по 2006  годы, когда я стал завкафедрой КГМУ и возглавил Казанский центрсердечно-сосудистой хирургии имени профессора Медведева. Николай Петрович Медведев был организатором кардиохирургии в Казани, продолжателем стал его сын Вячеслав Николаевич. У старшего Медведева я проходил ординатуру, с младшим начал оперировать сложные врожденные пороки, протезировать  клапаны сердца. Увы, их уже с нами нет. В то время нужно было увеличить количество сердечно-сосудистых операций, подготовить высококвалифицированных специалистов –кардиохирургов, реаниматологов, перфузиологов, диагностов, –внедрять новые технологии, подготовить к защите докторскую диссертацию. В 2006 году практически весь наш коллектив центра имени Медведева перешел в МКДЦ, где современная сердечно-сосудистая хирургия  получила достойное развитие.

При столь напряженном графике – до пяти сложнейших операций в неделю - как вы поддерживаете свое сердце?

Никаких особых рецептов нет. Веду активный образ жизни, стараюсь больше двигаться, не переедать.

Что вас больше всего удивляет в человеческом сердце?

Если говорить об анатомии – его  природное совершенство, резервные возможности, живучесть. Очень часто наши операции связаны с искусственной остановкой сердца специальными препаратами на протяжении  нескольких часов. Так вот после того, как сердце снова запускается, приятно наблюдать, с какой энергией этот удивительный орган мчится к выполнению возложенной на него миссии.

Какая молодежь приходит сегодня в кардиохирургию?

В основном это образованные, романтически настроенные студенты и студентки. Учитывая необходимость длительного обучения, значительные физические и моральные затраты при невысоких зарплатах, многие выбирают другие, менее трудоемкие направления. Остается наиболее стойкая, преданная профессии молодежь. Это хорошо, так как кардиохирург - «штучный» специалист, способный выдерживать многие трудности и при этом постоянно совершенствоваться.

Ваша дочь – кардиолог, сын – специалист в области компьютерных технологий. Вы больше довольны выбором дочери или сына?

Каждый из них выбирал свою профессию сам. Важно, чтобы они были довольны выбором и оставались хорошими специалистами в своей области.Конечно, хотелось бы, чтобы врачебная династия нашей семьи продолжилась. Супруга-офтальмолог.  Дочь - достаточно успешный кардиолог в одном из Московских НИИ, у нее естьперспективы. Буду рад, если внуки продолжат семейные традиции.

На днях профессор, завкафедрой хирургии медуниверситета Джорджикия получил поддержку в Минздраве РТ по приобретению современного оборудования мининвазивной  кардиохирургии. Это позволит использовать технологию, разработанную Роином Кондратьевичем в докторской диссертации, при помощи которой можно выполнять сложнейшие операции через небольшой разрез под молочной железой, не делая больших, травматичных разрезов через всю грудь.

 

Текст: Елена Железнова

Фото: Роман Никифоров

 

Материал из номера:
Июнь 2014
Люди:
Роин Джорджикия

Комментарии (0)

Купить журнал: