18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Слушаем первый казанский концерт Зули Камаловой 2003 года

14 лет назад главная звезда татарской альтернативной музыки впервые спела в Татарстане. Мы нашли запись того концерта, фото и воспоминания слушателей.

Зуля Камалова, жившая более десяти лет в Австралии, тогда выпустила два важных татарских альбома - Aloukie и Elusive. Уже после выступления в НКЦ у нее был опыт получения заслуженной артистки РТ, театральные эксперименты, электронные коллаборации. А тогда зал был просто ошарашен, что татарская речь может звучат в таком сопровождении. С Зулей, кстати, играл баянист Айдар Гайнуллин (для него это тоже был дебют в Казани).

Фото с концерта предоставлены Зулей Камаловой

Фото с концерта предоставлены Зулей Камаловой

Зульфия Мубаракшина
посетительница концерта

Мой муж, Ильдар (он же Мубай - прим. ред.), нашел Зулю в Интернете, при этом мне он ее послушать не давал. И тут она приезжает с концертом, мы решили пойти. Я, если честно, ожидала услышать что-то похожее на то что у нас на эстраде, на татарской эстраде. А это было совсем не так, все по-другому: музыка, инструменты, голос, исполнение. я шла вслепую, не зная, что услышу. Сергей Клевенский восхитил, на чем он только не играл, и с таким упоением, лицом, телом, пританцовывая! Позже я его видела на «Крутушке», мастер! Его мало слышать, надо еще и видеть. Баянист - тоже хорош, его игра - ажурная легкость. Вообще, песни с того концерта мои самые любимые. последней она исполняла «Синең яныңда уянасы иде иртән...», зажгла.

Многие хлопали, притопывали в ритм, и подпевали. Ее же она исполнила на бис - та же реакция зала, по-моему, люди не хотели уходить, было жаль, что закончилось.

Среди пришедших было много бабушек в платках, только тогда еще не пришла арабская мода. Им, мне кажется, не очень понравилось, для них это не привычно, и на последующих концертах Зули их не было видно.

Казань 2003 года, фото предоставлены Зулей Камаловой

Казань 2003 года, фото предоставлены Зулей Камаловой

Статья Радифа Кашапова из газеты «Восточный экспресс» от 17 февраля 2003 года.

Медитация в НКЦ
Для чего уезжают в Австралию

Вход по пригласительным, то есть - свободный. 300 мест, неплохая акустика. И публика, пока не знающая, что она услышит через несколько минут.

Диспозиция на сцене такова: справа - Сергей Клевенский (кларнет, а также всяческие экзотические дудочки), в глубине - перкуссионист Максим Покровский и контрабасист Эндрю Таннер. Слева - обладатель кубка баянистов Айдар Гайнуллин. Зуля - гитара, треугольник и калимба.

Они начинают с «Күбәләгем» под аккомпанемент африканских ударных, добавляют гитарной грусти в авторскую «Сагыну», по слухам, главный камаловский хит... «Ай былбылым» звучит как татарское реггей, «Ела» - как психоделика. «Рамай» исполняется по-русски, в мелодию вплетается
отсутствовавший до этого татарский припев. Основные эпитеты - медитативно,импровизационно, уверенно. Лирика Зули проста, конкретна, зрима. Австралия дала ее возможность более бережно относиться к родному языку. Не беда, что отец, правящий ее тексты, часто ругает за ошибки. Стихи ее более близки к песенной английской поэзии и чудесным образом сочетаются с традиционной
татарской поэтикой.

Духовые Клевенского добавляют мистики, баян звучит почти как фисгармония. А в голосе нет ни капли того тошнотворного позерства, которое льется на нас из концертных залов республики. Публику не растормошишь - да ей и не понятно, что же делать под такую музыку. Аплодировать мы умеем, а можем ли созерцать? Зуля устроила в НКЦ форменную медитацию...

В постконцертной сутолоке идем на сцену, играем на всех лежащих там инструментах, беседуем с Таннером (у него, оказывается, сломался датчик для контрабаса, пришлось играть через микрофон. «Обычное дело», - говорит по-русски Эндрю, за свою жизнь успевший поиграть в симфонических оркестрах, и панк-группах). Тихо подкрадываемся к гитаре. Удивительное дело - даже у нас в столь спешный момент появляется желание сочинить что-то родное, близкое и теплое. Господи, на нас не хватит дисков! И мы бежим в фойе...

Неужели таки придется переехать в Австралию, чтобы понять, сколько хорошего, красивого и чудесного можно извлечь из собственной, забитой шовинистическими лозунгами и примитивными чувствами, головы?

Зуля Камалова уехала. Что мы сможем привезти ей в ответ?».

Комментарии (0)

Купить журнал: