18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Маша Гарибян: джаз по-армянски

В июне в «Старом рояле» с группой выступила французская джаз-пианистка армянского происхождения Маша Гарибян. Певица порадовала музыкой, в которой соединились фолк и классика, джаз и стихи Уильяма Блэйка, и сорвала громкие овации от посетителей джаз-кафе «Старый рояль». В нашем интервью он говорит о классической музыке в эпоху Youtube, причинах личного космополитизма и общих чертах джаза и народной музыки.

Вы всегда знали, что станете музыкантом или как многие дети, перебрали много вариантов?

Я начала заниматься музыкой в пять лет. Это была классическая школа музыки. И еще тогда я сказала себе, что буду пианисткой. Никакие другие варианты и не рассматривались.

Есть стереотип, что мир классической музыки очень строг и жесток. Это правда?

Это правда. Учащимся предъявляют высокие требования, им приходится участвовать в сложных конкурсах, которые непросто выдержать. Особенно детям. Поэтому они должны иметь характер, быть сильными и выносливыми. Хотя, наверное, в России музыкальный мир еще более суровый.

Почему вы из классической музыки ушли в джаз?

Это желание назревало постепенно и долго. Мой отец тоже музыкант, поэтому я с детства слышала разную музыку: джаз, восточная, балканская, армянская музыка. Хотя когда я училась в большой музыкальной школе в Париже, мои преподаватели готовили меня к судьбе классического музыканта, опять же, направляли на различные конкурсы молодых композиторов. То, что было у меня внутри, проявилось, когда я впервые оказалась в Нью-Йорке. Я встретила там прекрасных джазовых музыкантов, после которых я решила пойти по этому пути.

Классическая музыка подвержена изменениям или оно находится вне времени?

Все зависит от того о какой именно музыке мы говорим. Конечно, если брать современных классических музыкантов, то они играют свои произведения по-другому, нежели композиторы прошлого. Определенная эволюция идет. Этого не избежать. Даже классические произведения прошлого сейчас мы играем немного по-другому.

Сохраняет ли в современном мире классическая музыка то высокое значение, которое оно имело в прошлом?

Сложно сказать. Красиво, когда музыку исполняют в церкви, как это делали давно до появления концертных площадок. Так она соприкасается с каким-то высшим миром. С приходом различных медиа это время прошло. Сейчас интернет позволяет найти все. Любой человек может наиграть свою музыку, выложить ее в Youtube и найти своего слушателя. Это может и плохая музыка и очень хорошая. Вместе с тем там же в сети можно найти Баха и Моцарта. Возможно, после у человека проснется желание углубиться в этом направлении. В этом смысле, медиа определенно имеют положительное значение. Но неизбежно будут люди, которые остановятся только на интернете. Но я все-таки верю, что всегда будут люди, которые захотят большего и будут стремиться в концертные залы. И не только из-за качества исполнения, но из-за того, что это позволяет дотронуться до других людей. Мы играли недавно в концертном зале на 800 человек. И это прекрасно, что столько людей захотели послушать нас в живом исполнении. Наверняка многие из них узнали о нас в интернете.

Народная музыка вас привлекает по личным мотивам (из-за вашего происхождения) или есть что-то большее?

Возможно, из-за своего армянского происхождения я больше слушала народную музыку. Но есть и другая причина. Я любопытна. Мне интересно общаться с разными людьми, у которых различные вкусы. Так, я приобщаюсь к совершенно разным направлениям.

Что общего между джазом и народной музыкой?

Импровизация. Джаз и фольклор передаются и запоминаются не академическим письменным способом, а через слух и непосредственно игру. Поэтому каждое исполнение и джаза и народной музыки уникально.

Вы родились во Франции, имеете армянское происхождение, для всех россиян у вас русское имя. Как вы охарактеризуете свою идентичность?

Конечно, у нас есть корни, к которым мы привязаны, и мы поддерживаем связь с ними. Но я ищу вдохновение в разных стилях и национальностях, не обязательно только в армянской. Как говорит один музыкант из группы моего отца Bratsch, мы все граждане мира.

Можете назвать какие-то общие черты между армянской и французской культурой?

Я думаю, такое единение сложилось исторически. Франция и Армения две страны с богатой и древней историей. Кроме того, Франция очень большая, и она всегда принимала и продолжает принимать мигрантов. Сейчас во Франции есть большая армянская диаспора, которая сложилась в начале XX века. Мои прадеды и прабабушки приехали в 1920 году. Это были турецкие армяне, они бежали от геноцида. Франция оказалась гостеприимной страной, которая дала им работу и надежду на новую жизнь.

Можете назвать свою любимую детскую сказку?

Одну назвать не получится. Мама родилась в Тунисе, а у отца есть еще и итальянские корни. Поэтому нельзя сказать, что у меня были только армянские сказки. Это была смесь рассказов из всех этих народов.

Что вы хотите сказать слушателю через свою музыку?

Я хочу, чтобы люди оставались открытыми, любопытными и интересующимися. Тянулись к разным культурам, мирам, ко всему другому и непонятному. Очень важно, не быть закрытыми, потому что мы все сильно нуждаемся друг в друге. Мне кажется, в моей музыке есть именно это.  

Алмаз Загрутдинов

Комментарии (0)

Купить журнал: