Взрослый взгляд на детский «Голос»

После двух успешных сезонов проект «Голос» на Первом канале запускает детскую версию. С одной стороны, это просто замечательно – проект федерального уровня, привлекающий внимание к вопросу развития детского творчества. С другой стороны, формат еженедельных конкурсов вызывает опасения родителей – насколько это здорово для развивающегося организма. Советуемся со знающими людьми, пытаемся разобраться.

Первое впечатление

28 февраля мы посмотрели первый эфир. Приятный сюрприз номер один – Наталья Водянова в качестве соведущей Дмитрия Нагиева. Как и положено прекрасной фее – в красивом платье, с распущенными по плечам волосами, детским голосом и искренней «живой» манерой говорить, что не так уж свойственно сцене, в том числе и телевизионной. Второй сюрприз – Макс Фадеев в качестве третьего члена жюри. Дима Билан и Пелагея остались, что тоже приятно. Сохраняя интригу членов жюри представляли по одному. В приветственном слове каждый говорил о свежих ярких детских эмоциях и природной искренности, которых они ждут от этого проекта.

По программе шоу все начинается со слепого прослушивания. По правилам в конкурсе «Голос. Дети» могли принять участие талантливые ребята от 7 до 14 лет. Как рассказал Нагиев, было прислано 6 000 заявок, из которых лучшие голоса были прослушаны, а лучшие из лучших – 130 человек допущены к прослушиванию вслепую. Каждый наставник должен выбрать пятнадцать учеников, с которыми в течение всего времени шоу будет заниматься и готовить номера.

Первые слезы и первые радости

На слепые прослушивания попало несколько детей из Татарстана, но пока прошла только тринадцатилетняя Айгуль Валиуллина. О том, что было за кулисами, девочка рассказала сайту «Собака.ru».

 За кулисами было очень весело и очень дружелюбно, мы были под присмотром редакторов и психологов. Они создали атмосферу, в которой мы не волновались – мы играли в игры, а перед самым выходом нас встречала Наталья Водянова, которая с нами беседовала, успокаивала, чтобы мы не волновались, но на самом деле волнение не возможно убрать. Еще мне понравился очень Дмитрий Нагиев, он прикольный, он говорил с моими родителями о Казани, об Универсиаде, и вообще он классный.

Где живут дети во время прослушиваний, в каком формате проходят занятия?

– Дети и родители жили, кто как смог устроиться. Репетиции проходили у Сергея Сергеевича Жилина в студии «Фонограф».

Сильно волновалась?

– Конечно я очень волновалась, ведь это проект Первого канала, но надо было собраться, чтобы кто-то из наставников повернулся.

Сильна ли тема соперничества?

– Это не мы соперничаем. Соперничают наставники. Мы все стали друзьями, и болели друг за друга – каждый желает другому победы.

Несколько вопросов мы задали и маме Айгуль – Гульмире Бабаевой, лауреату международных конкурсов, доценту кафедры сольного пения Университета Культуры и Искусств в Казани и педагогу по вокалу. 

Чья была идея участвовать в проекте – ваши или Айгуль? Не было ли у вас сомнений по поводу участия вашего ребенка в «Детском голосе»?

– Мы, ее папа и мама, всегда следим за всеми новыми проектами конкурсов. Увидев рекламу «Детского голоса» на Первом канале, мы сразу заинтересовались и тут же заполнили заявку. По истечению времени нам пришло приглашение на участие. (Позже, конечно, было приятно осознать, что из 8000 заявок мы вошли в состав 500).

Советовались ли вы со специалистами перед тем, как принять решение?

– Нет. Наша семья прошла через много конкурсов. Каждый выход Айгуль на сцену – это и опыт, и сценическая школа.

Боролись ли в вас мама и педагог?

– Дело в том, что чем дальше проходит Айгуль, тем больше переживаний. Впереди самое сложное, но мы благодарны судьбе и ценим все, что с нами на сегодня происходит.

Как вы переживаете то, что Айгуль прошла отборочный тур?

– Радостно, наша семья буквально взорвалась от телефонных звонков наших друзей из России, Ближнего и Дальнего Зарубежья. И затем это большой труд – не одного дня, и не одной недели.

Вы тоже видели закулисье отборочных туров – как реагировали дети, которых не выбрали? Много было слез?

– Мы сопереживали всем тем, кто не прошли. В холле, где родители сидели, сначала был включен телевизор, затем увидев видимо нашу реакцию на происходящее, полностью отключили трансляцию. Слезы – это естественная реакция, чувства не возможно заказать. Конечно были слезы – и радости и слезы неоправданной мечты или цели – совершенно не хочу говорить о поражении. Дети все талантливы.

На ваш взгляд, чем полезен будет опыт участия в проекте вам и вашей дочери?

– Сам проект, и эфир на Первом канале с участием нашей дочери как бы несколько подытожил нашу работу. Телевидение и трансляция на Первом – это, безусловно, мощнейшая реклама, осознание этого пришло после ряда предложений после эфира.

В личных отношениях произошли или происходят ли какие-то перемены?

– Дело в том ,что мы как родители, и я и Анвар, это во-первых, мы-профессионалы в мире музыки, во-вторых мы любим и уважаем нашу дочь, и после вашего вопроса ,спасибо Вам за это, я проанализировала... а изменений-то в личных отношениях нет. Приходите к нам в гости, вы все увидите сами, я вас приглашаю.

Вопрос, как к преподавателю по вокалу: насколько полезно для ребенка, занимающегося музыкой, участие в конкурсах?

– Талантливые дети – они как губка, впитывают все, что говорят их преподаватели. Талантливый и потенциальный ребенок берет все – от своих сверстников (коллег по сцене), самое наилучшее: стиль, манеру, звукообразование, подачу себя (есть чему поучиться). И проект «Голос. Дети» является хорошей школой для самоутверждения.

Если ребенок талантлив, то на самом деле в режиме разучивания каждую неделю он может изучить то, что ему интересно, но без давления, его надо к этому привести. А закрепление навыков, на мой взгляд – это вчерашний день, (извините), а на сегодня -это участие в конкурсах, благотворительных концертах (мы и Айгуль к этому привлекаем) и конечно, просто участие на любых концертах.

Что говорят ученые?

Вырастить всесторонне развитую творческую личность можно, это доказано на практике много раз со времен Руссо.

Однако наверно каждый взрослый может вспомнить, как в детстве его заставляли ходить в «музыкалку», на спортивную гимнастику, на бег с препятствиями, в художественную школу – у каждого свое. Если увлечения детей не совпадают с амбициями родителей вырастить из него «нормального человека», это не приводит ни к чему хорошему. Недавно медицинский журнал «JournalofImmunology» опубликовал данные исследований шведских ученых Школы наук о здоровье при Университете Jonkoping. В эксперименте участвовали семьи, в которых есть пятилетние дети. По результатам опроса родителей была выяснена психологическая атмосфера в семье, и детей разделили на две группы – те, кто жил в условиях постоянного стресса, и живущие в предположительно спокойной обстановке. в ходе медицинского обследования выяснилось, что дети, пребывающие на протяжении длительного времени в стрессовом состоянии, имели повышенный уровень кортизола. Ученые называют этот гормон «биологическим маркером стресса». Длительное повышение уровня кортизола негативно действует на организм ребенка – он ослабляет иммунную систему ребенка и может даже привести к развитию аутоиммунных реакций.

Опыт Запада

Как и взрослая версия шоу талантов, «VoiceKids» впервые запустился в Нидерландах в начале 2012 года. Первый сезон имел успех, и формат был продан по всему миру. В голландской версии все было, как говорится, «не-подетски» – те же суровые судьи, баттлы между учениками одного наставника и финальные сражения тоже. В российской версии организаторы решили обойтись без «битв», объясняя это большей гуманностью отечественной версии шоу. Практика показывает, что детский голос не так интересен европейскому телезрителю. В Германии, Голландии и Финляндии шоу ограничилось двумя сезонами. Когда в прошлом году «VoiceKids» запускался на американском канале NBC, пресса вспоминала историю с детской версией «AmericanIdol», выпущенной в 2003 году и снятой с производства спустя год из-за низких рейтингов. Как и случилось с шоу-предшественником, о наборе участников на второй сезон «VoiceKids» телекомпания объявлять не спешит.

Что думают психологи?

Редакция сайта СОБАКА.RU обратилась к детскому психологу из Семейного центра развития и психологии детства в Киеве Оксане Голуб.

Любое мероприятие, которое предполагает какое-либо оценивание, вызывает стресс. Даже сдача школьных экзаменов приводит к стрессу, а телевизионные программы, на которых дети соревнуются перед публикой, многократно усугубляют это состояние. Но вся наша жизнь состоит из соревновательного момента, начиная, наверное, с детского сада. По мере взросления ребенок все чаще может находиться в конкурсных условиях.

Хочу подчеркнуть, что тот опыт, который ребенок получит в своем детстве, формирует его базовые установки и мировоззрение. При этом разочарование в себе и своих возможностях может очень негативно повлиять на самоуважение и чувство собственного достоинства. Чем ниже самооценка ребенка, тем болезненнее он переносит удар по ней в случае проигрыша. Любое талант-шоу – это, прежде всего, испытание, некая ступенька в жизни, которую надо преодолеть, чтобы добавить уверенности в себе. Многим детям эти шоу помогают определиться с направлением в жизни. Дети, которые хотя бы раз попали в телевизионный эфир, получают незабываемое впечатление и запоминают это состояние на всю жизнь. Но есть здесь и обратная сторона. Телевизионная жизнь и присущий ей пафос и гламур создают у людей, в частности у детей и молодежи, ощущение праздности. Это состояние переносится участниками теле-шоу в обычную жизнь, где дети ожидают такого же быстрого успеха, а когда сталкиваются с трудностями – разочаровываются. Здесь можно говорить об эффекте «звездности», когда популярность приходит неожиданно и в большом количестве. Но когда уровень этой популярности снижается, начинается страшная депрессия. Даже не каждому взрослому по силам выдержать такой эмоциональный груз, а у детей и подростков психика неокрепшая, они толком не знают «кто они», так как процесс идентификации еще не завершен. Несмотря на вышесказанное, польза от таких шоу тоже достаточно велика. На сцене ребенок получает возможность быть услышанным и увиденным. Эти дети приобретают огромный опыт владения собой, своим внутренним состоянием, повышается вера в себя. Они учатся сотрудничать, поддерживать друг другу, вырабатывается терпение, терпимость к выступлению других участников. Поэтому родители и все, кто с ними общаются, должны понимать свою ответственность за психологическое и физическое состояние ребенка.

Информация для родителей

1. Важно учитывать, в каком состоянии находится ребенок в данный момент и не будет ли участие в проекте дополнительным эмоциональном возбуждением и физической нагрузкой, которые усиливают детские неврозы и страхи.

2. Важно, чтобы в соревновании оценивались конкретные умения и навыки. В профессиональных соревнованиях есть утвержденная система судейства и четко прописанные объективные критерии. Понимая их, взрослые, находящиеся рядом с ребенком, смогут проще подготовить их к соревнованию, объяснить суть победы и поражения. Родители каждого ребенка должны видеть в своем чаде звезду. Они должны помочь им раскрыть свой талант и трезво оценивать свои возможности. Родители сами должны понимать и доносить до ребенка, что каждый этап конкурса значим, но каждый тур может быть последним. И если ребенок на каком то этапе «вылетел», очень важна моральная поддержка и оценка того, что уже достигнуто.

3. Важно, чтобы родители шли за ребенком, а не осуществляли свои нереализованные когда-то мечты, не самоутверждались за счет ребенка. При правильной работе родителей и психологов шоу с конкурсантами, у ребенка появляется возможность наиболее эмоционально ярко переживать моменты побед и сокращать до минимума переживания при неудачах. Как с детьми, так и с родителями необходимо проводить регулярную работу по предупреждению, выявлению и снятию психической напряженности. Пожалуй, основная мотивация участия в шоу должна быть не исключительно на победу, а на праздник участия. Ведь если ребенок стал участником публичного конкурса – это уже огромное достижение. Получение приза не должно стоять во главе, только тогда ребенок может состояться как личность.

4. Родителям не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми, лучше сопоставлять нынешнее достижение с предыдущим уровнем. Например: «Посмотри, раньше ты пел на школьной сцене, а теперь смог выступить в огромном зале и тебя услышали тысячи людей. Работая дальше, ты можешь достигнуть еще большего». Очень важно поддерживать в ребенке дух здорового соперничества, уверенность в своих силах, стремление развивать и совершенствовать свои способности в сочетании с уважением к другим людям и умением проигрывать. И тогда участие в шоу принесет ребенку позитивные эмоции. И даже если на каком-то этапе он проиграет, он будет верить в свои силы и развиваться дальше.


  • Автор: Liza Mokeeva
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме