18+
  • Город
  • Город
Город

Что мы узнали на «PRO Наука в КФУ: Ночь будущего»

Мы сходили на четвертое образовательное мероприятие Казанского Федерального и прослушали тройку лекций. Предлагаем прочитать их конспекты, чтобы понять, был ли лидером Форрест Гамп, нормально ли конфликтовать и почему Мутко и английский - это не страшно.

Тренинг «Естественно харизматическое выступление»

Автор - Михаил Молоканов, эксперт международного уровня по лидерству и организационным улучшениям, входит в топ-10 бизнес-тренеров России по версии журнала «Секрет фирмы».

Мы часто слышим: «Лидерство, лидерство», но каждый под этим словом понимает что-то свое. Вот, например, был ли Форрест Гамп лидером? Одни из вас говорят да, другие - нет. Но важно понимать, что лидерство означает. Потому что будет у вас, например, команда, и вы будет думать: «Я для них лидер», а у команды другое понимание лидерства, им, возможно, нужно что-то другое. Тогда они скажут: «Да никакой ты не лидер», а у вас – глубокое разочарование.

«Смелость, упорство, решительность, способность господствовать, гибкость, способность к адаптации…» - вот это список про то, каким должен быть лидер. В чем засада? Вроде бы идеальный список, но у него есть один минус – таких людей не бывает. Как же тогда получить лидера? Я взял хорошую книжку, которую всем рекомендую, «Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления», где приводятся мнения экспертов. Каждый практик дает свой список, каким должен быть лидер. Если вы возьмете только одно определение, возможно, вы таким станете. Но я выписал все, поэтому становится очевидным, что человеком с таким набором качеств стать нельзя. Что из этого получается? Лидером не рождаются. Просто человек что-то делает в жизни, за что его и называют лидером.

Сначала были предприниматели, они были практиками. Были и теоретики, которые сказали предпринимателям : «Как-то вы не так ведете бизнес, наверно, вам знаний не хватает». Так теоретики стали готовить людей в бизнес-администрирование и пооткрывали школы MBA. Стали готовить администраторов, которые бы смогли сказать предпринимателям, как вести бизнес. Но все равно администраторы не тянули бизнес полностью. Тогда MBA решили готовить менеджеров, но не нашлось ни одного такого менеджера, который смог бы управлять бизнесом. Затем решили, что готовить менеджеров как-то мелковато, и стали готовить… кого? Верно, топ-менеджеров. Вот тут-то мы сможем создать человека, который бы управлял бизнесом! Но все равно не вышло. На смену топ-менеджерам стали готовить лидеров. Но и на смену лидерам потом придут другие, потому что нет человека, который бы без команды смог руководить бизнесом. Выходит, что лидер – это просто очень красивое слово.

Есть бестолковые определения лидерства. Например, «Получение выдающихся результатов от обычных людей». Проверим на чушь. Что есть выдающиеся? Кто такие обычные люди? Когда, кому и зачем нужны эти результаты? Выходит полная бредятина.

Но что же на самом деле нужно делать, чтобы быть лидером? Какова его роль? Роль лидера – создать для своих людей атмосферу психологической готовности к ситуации радикальных изменений. То есть лидер в обычных условиях не нужен. Когда люди работают в обычных условиях, их можно направить, указать на что-то, они и будут себе дальше работать. Но когда наступает ситуация радикальных изменений, когда люди в растерянности, тогда им и нужен лидер, который поможет со всем совладать.
Так, например, с Форрестом Гампом. Мнения аудитории насчет его лидерства разделились. Но для кого он лидер? Ведь за ним не все побежали. За ними побежали такие же потерянные люди. Закончилась Вьетнамская война, на улицах полно инвалидов. Это и есть ситуация радикальных изменений. И вот появляется Форрест Гамп, который бежит. Но потом он их разочаровал, конечно. Но в этой самой ситуации радикальных изменений нужны разные действия. Одни надо успокоить, выслушать, другим – сказать «А ну, в бой, вперед!», третьим – показать пример. Поэтому лидерство всегда разное для каждой конкретной ситуации для каждого конкретного человека.

Что может быть радикальными изменениями? Смерть, значительный финансовый выигрыш или проигрыш, получение большого объема информации, неожиданные последствия, боязнь пожертвовать репутацией и тому подобное. Если такой ситуации нет, когда людей колбасит – вы лидером не станете, он вообще не нужен.

Например, по Ицхаку Адизесу, гуру менеджмента, лидер создает атмосферу взаимного уважения и доверия в команде – на всех стадиях жизненного цикла организации. То есть, он говорит: «Если вы хотите, чтобы ваша команда прошла через радикальные изменения, которые будут в вашем бизнесе, вы должны создавать атмосферу доверия и уважения – тогда люди пройдут через все, что угодно». В какой-то ситуациях людей надо бросить в воду, в каких-то – на них наорать, в других – выслушать. Поэтому если вы знаете за собой особенность проводить людей через стрессы, значит, вы будете хорошим лидеров именно в этом. Или, наоборот, вы помогали людям пройти через радостные события. Значит, вы будете хороши в этом как лидер. Поэтому каждый из вас уже лидер. Не надо кроить лидеров. Вы никогда не станете прямо таким вот настоящим лидером, настоящих лидеров не бывает, бывают только настоящие идиоты. Надо просто развивать свои сильные стороны и понимать, для кого вы лидер и где.

Я продвигал в России одну программу, которую давали в Центра исследования лидерства доктора Херста. Тогда еще там было много видеоматериалов. И вот когда я приехал в Штаты, нас собрали, тех, кто продвигает эту программу, чтобы презентовать новые видео. И там было такое течение, что девушки ходили с распущенными волосами, в офисах жили животные, кто-то приводил детей. Ну а из-за политкорректности там каждый четвертый на видео афроамериканец, каждый пятый латиноамериканец. А я смотрю и понимаю, что у нас такое не воспримут. Меня вот менеджер по маркетингу и спрашивает: «Ну что, берете видео?». Я говорю, что нет, потому что, если у нас увидят, как девушка не по-офисному одета, подумают, что все это не по делу. Мне Боб и говорит: «Вот вы все русские одинаковые». А я отвечаю: «Может, мы внешне и одинаковые, но внутри разные, а у вас, у американцев, все наоборот». Боб напрягся, но ответил: «У нас есть ценность такая Individuality, индивидуальность». А я: «Да, у нас на individuality всем наплевать, зато у вас есть эта ценность и даже курсы по тому, как быть этим самым individuality, а учат всех одинаково».

Вот с лидерством то же самое, если вы будете вырабатывать в себе ту самую индивидуальность по шаблону, то станете каким-то пластмассовым человечком. Внутренне лидерство состоит как раз в развитии себя, чтобы понимать, что уместно в данной ситуации радикальных изменений. Так Манфред Кетс де Врис, профессор бизнес-школы INSEAD сказал: «Многих эффективных лидеров отличает от “простых смертных” особое внутреннее психологическое строение. Я часто называю их “ходячими противоречиями” за их способность справляться с парадоксами и совмещать несовместимое». То есть лидером невозможно расти ввысь, можно вширь. Вот я лидер в кризисной ситуации, а сейчас обучаюсь, как быть лидером в обычной ситуации. Получается, что если просто учиться на тренингах, как выступать перед аудиторией, то и будешь ты выступать перед аудиторией, будет у тебя ограниченная кучка фанатов. Надо быть уместным, развивать себя.

Лидерство бывает на нескольких уровнях: задачи, цели, ценности, эмоциональные состояния. Форрест Гамп был на каком уровне? На уровне задач: «Если тебе было плохо – беги». На уровне ценностей он провалился, вот люди и отвернулись. Люди тоже растут: сначала им нужна задача, потом цель, а потом и ценности, так еще и про эмоциональное состояние не надо забывать. Отсюда и получается, что лидерство – это помощь другим людям по поддержанию психологической готовности пройти через ситуацию радикальных изменений. А значит, любой может стать лидером, но с пониманием когда, для кого и на каком уровне.

Мастер-класс «Современные технологии конфликторазрешения»

Автор - Олег Маврин, доцент, кандидат наук ( КФУ, Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Отделение социально-политических наук. Кафедра конфликтологии).

Научиться за 30 минут разрешать конфликты – это, конечно, нереально, но что-то полезное вы узнаете. Мне кажется, нет человека, который бы никогда не сталкивался с конфликтом. Наличие конфликтов в обществе – это норма. Конфликт – это острый способ разрешить имеющиеся противоречия. Вот мы часто приводим такой пример: один болеет за «Рубин», другой – за «Зенит». Между ними есть конфликт? Нет, пока нет, есть спор. Конфликт начнется, если будет всплеск негативных эмоций одного в адрес другого.

Давайте разберемся, что входит в конфликт. Это предмет конфликта и две стороны. Возьмем пример. 16-летний сын хочет пойти на дискотеку в клуб, а отец говорит: «Не пойдешь». Что между ними происходит? Спор. Есть и еще пассивные стороны. Например, сторонником отца будут друзья, а у отца жена, то есть мать нашего сына. Есть и управленцы. Например, суд или другие люди, которые умеют решать конфликты. Их называют медиаторами. Есть и жертвы конфликта. В нашей ситуации ей может стать и мама, и бабушка, и другие дети супругов, и соседи, которые слышат этот конфликт. Это все внутренняя среда, но есть и внешняя. Это силы, которые влияют на конфликты и могут увеличить их число или уменьшить. Например, закон, по которому дети до 16-ти лет на дискотеки не ходят. Тогда конфликтов, подобных нашему, будет меньше.

Чтобы понять, как решать конфликт, надо разобраться с динамикой. Есть стадия предконфликтная, когда другая сторона даже не представляет, что в ее отношении есть какие-то претензии. Этот этап может длиться долго, и, как показывают исследования, чем дольше, тем тяжелее будет конфликт. Откуда же напряжение? Наша психика прошла такие стадии развития: бессознательная, подсознательная, сознательная, сверхсознательная. Первая отвечает за первичные физиологические потребности и инстинкты, вторая формируется с воспитанием и образованием. Сознание – это то, что происходит здесь и сейчас, а уровень сверхсознательного есть только у 10% процентов людей на Земле. Это сверхспособности и т.п.

Вот вам пример для понимания. Человек с утра торопится на работу или учебу, выходит на остановку приезжает полный-полный автобус, открываются двери. Человек кое-как залезает, а что происходит? Раздражение, напряжение накапливается. Дальше следующая остановка, еще люди залезают в автобус. Что происходит? Напряжение растет, психика уходит в подсознание, а человек вспоминает: «Меня учили терпеть, меня воспитывали, что не нужно ругаться и толкаться, поэтому надо еще немножко потерпеть и доехать». Но человеку на большой палец левой ноги наступают огромным каблуком! Что происходит? Психика уходит в бессознательное, срабатывает инстинкт самосохранения: «Надо выживать, а то раздавят». Тот, кто наступил, тоже едет в напряжении, а его еще и толкают. У него тоже срабатывает инстинкт самосохранения и защита. Тогда наступает конфликтная стадия. Для нее нужен инцидент. Люди начинают прикладывать ответные усилия, чтобы победить соперника в конфликте. «Если я не буду защищаться и нападать в ответ, то меня могут уничтожить», - так срабатывает инстинкт самосохранения. При этом такой механизм актуален не только в конфликтах между физическими лицами, но и организациями.

Что же происходит в деталях? Предконфликтная стадия, накопление напряжения – понимание опасности – люди стараются избегать друг друга – прохладность в отношениях – взаимные претензии и обвинения – угрозы. После угроз сторона понимает, что в отношении нее есть конфликт и начинается стычка. В процессе стычки формируется образ врага и происходит нарастание конфликта: люди прикладывают ответные усилия, чтобы в конфликте победить. Потом конфликт достигает наивысшей точки, в процессе чего люди формируют вокруг себя группу, которая будет поддерживать: «Да, ты правильно делаешь, правильно говоришь».

Надо еще обратить внимание на модель, как мы взаимодействуем и как понимаем информацию. У каждого есть фильтры восприятия. Это воспитание (ни у кого нет одинакового), образование, социальная среда. Все это в итоге складывается в то, как мы получаем информацию и передаем ее. В итоге происходит напряжение, если что-то было не так сказано, и, соответственно, негативное отношение к другому человеку.

Какие же есть методы работы с конфликтами? Силовой – самый древний способ: один ударил другого, другой ответил. Но метод это, конечно, неэффективный. Законодательный – суд решил: один прав, другой не прав. Но об эффективности вновь можно поспорить. И есть альтернативные методы, к которым относят переговоры, третейский суд и медиацию. Почему альтернативные? Вместо суда иди на переговоры, вместо суда иди к медиатору – вот она альтернатива.

Я как раз хочу рассказать о новой для некоторых присутствующих технологии медиации. Почему новой? Потому что закон о медиации был принят лишь в июле 2010 года, а именно Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».Что такое медиация? Человек, обученный тому, как надо вести переговоры, сможет проводить процедуру разрешения конфликта между людьми. В чем особенность медиации? В ней участвует человек, независимый от сторон, и его задача организовать решение таким образом, чтобы в конечном счете в выигрыше остались все. Медиация основывается на принципах добровольности, нейтральности (медиатора), равноправие сторон и конфиденциальности, что прописано в законодательстве.
Достаточно одной стороне обратиться к медиатору, как он выходит на другую сторону. Все трое садятся за стол переговоров, а медиатор пользуется такими техниками, чтобы в итоге стороны сами начали задавать друг другу вопросы и в дальнейшем могли вообще видеть друг друга, а их эмоциональное состояние улучшилось. На процедуре медиации люди, как правило, учатся договариваться и в дальнейшем решают конфликты без участия медиатора.

Мастер-класс «Как снять языковой барьер»

Автор - Марина Галеева, преподаватель ( КФУ, Институт непрерывного образования, Департамент повышения квалификации и переподготовки кадров, Факультет дополнительного образования). 

Что такое языковой барьер? Вот вам такая подсмотренная история в супермаркете. Немец, который абсолютно не знает русского языка, подходит к кассе, чтобы оплатить свой кефирчик, и понимает, что товар пробивают на два рубля дороже, чем он рассчитывал. Он на немецком начинает объяснять это кассиру. Ну, представляете себе ситуацию? Уже смешно. Кассир в ответ начинает объяснять ситуацию на русском. Почему кассир думает, что все немцы знают русский язык? Нувот такое у нее убеждение. Они пытаются объясниться и при этом как-то друг друга понимают.


Когда я понаблюдала за этой картинкой, то поняла, что не существует языкового барьера. Существует лишь желание и нежелание понимать друг друга. Языковой барьер вообще можно отнести к чему-то мифическому. Вот все говорят: «Вы знаете, я не способна к языкам. У меня языковой барьер». Поэтому, когда вы думаете, что у вас языковой барьер, что вы не можете говорить по-английски, вы сначала попробуйте оценить свое внутреннее состояние. Я вам скажу точно, что если вы хотите преодолеть пресловутый языковой барьер, вы должны иметь цель обучения. Прежде всего, цели должны быть абсолютно четкими: по времени, по тому, что вы пытаетесь достичь. Вы должны ограничить себя во времени и знать, что вы хотите получить в итоге. Не надо вот этих абстрактных: «Я хочу говорить, как англичанин!». Во-первых, вы никогда не будете говорить, как англичанин. И я тоже не буду. Вообще никто, кроме англичан, не будут говорить, как англичане. Не надо вот этих абстракций! «Я хочу объясняться в отеле, в ресторане, в самолете» - конкретная цель. Хороший грамотный преподаватель вам на это скажет: «У вас на это уйдет вот столько времени». Или «Хочу сдать международный экзамен» – адекватная задача перед преподавателем. Вам нужно прислушиваться к преподавателю. Если он говорит вам: «Да-да-да, вы приходите, научимся чему-нибудь и как-нибудь!», бегите от такого преподавателя. Вам должны задать четкий вопрос: какая ваша цель?

Вернемся к языковому барьеру. Одним из способов его преодоления является четко распланированная работа. Когда вы с преподавателем понимаете, что у вас есть цель и время на ее достижение, то вы должны понять, что, например, прошло 3 месяца и цель достигнута. Вас психологически отпустит. Да, я не психолог, но по преподавательскому опыту могу сказать, что самое важное – это эмоциональное состояние. Каждый урок, особенно со взрослыми людьми, начинается с психологического тренинга: «Ты молодец! У тебя все получится! Все хорошо!». То есть, чтобы преодолеть барьер и выучиться языку, вас должно отпустить. Как только вы перестанете ставить перед собой невыполнимые цели и говорить, что вы неспособны к языкам, вы заговорите. Поймите, что «Я не могу» прекрасно трансформируется в «Я сделаю». Сейчас много говорят об установках и психологии. Но все зависит только от вас. Задайте себе вопрос: «Я действительно слишком занят или я могу это сделать?». Процентов 80 в успехе зависит от вашей мотивации.

На мой взгляд, языковой барьер – это прежде всего страх. Но какой страх? Страх общения, застенчивость. Здесь есть всякие способы преодоления застенчивости, но, по-моему, самый лучший способ преодолеть свой страх – это сделать это. Надо просто взять и сделать. Ну вот приезжает иностранец в Россию. Наверняка он делает множество ошибок, задает вам вопросы, путает падежи, говорит с акцентом. Вы про него плохо думаете? Нет! Когда вы каждый раз стесняетесь произнести что-то по-английски, вспоминайте таких иностранцев и понимайте, что все нормально. А чего бояться?
Есть еще страх. Страх неправильно понять. Очень распространенный страх. Поймите, что на самом деле речь мы воспринимаем не словами. Когда я обучаю своих студентов, я стараюсь это до них донести. Я не запрещаю переводить каждое слово, а прошу делать так, чтобы они понимали контекст. Когда это у вас получается, языковой барьер преодолевается.

Например, что происходит с вами, когда вы, не очень хорошо знающий английский язык, включаете на нем фильм. Включили. Посмотрели 20 минут. Не поняли, абсолютно ничего не поняли. Все. Мозг выключился. Вы на себя обиделись, на кино обиделись, решили: «У меня языковой барьер, я плохо воспринимаю на слух». Знаете, я сама первые десять минут ничего не понимаю. Не потому, что я плохо знаю английский. Мозгу сразу трудно переключиться. Это я к чему веду: вы сами придумали свои страхи.

Есть и еще один страх, который останавливает нас – страх ошибиться. Вот что я скажу: ошибаются все и всегда. Наверно, уметь признавать, что ты ошибаешься, это тоже преодоление себя. Бояться нечего. Вы ошибаетесь в жизни или вы идеальные люди? Вы идеальные люди? Не ошибаться невозможно.
Страх глупо выглядеть особенно касается успешных людей. Директора, бизнесмены, которые должны выступить на конференции. Они приходят ко мне и бояться: «Как же я глупо выгляжу!». Для меня ответ однозначен: они не выглядят глупо. Потому что невозможно выглядеть глупо, обучаясь чему-то. Ты глупее выглядишь. когда ничего не хочешь достичь в жизни. И если вы боитесь выглядеть глупо, попытайтесь говорить просто. Пусть 3-5 слов, но уже хорошо. И кстати, произношение! Да, я преподаватель и, конечно, хочу, чтобы все говорили правильно. Но я понимаю, что это не совсем реально, особенно со взрослыми людьми. Тогда вопрос: а оно надо? Ну да, Мутко выглядел… ну как сказать. Но, тем не менее, ничего страшного не произошло! Земля под ним не разверзлась.

Еще один страх – страх, что кто-то знаете английский лучше меня! Открою секрет: да, так всегда и бывает! Есть люди, которые не только знают английский лучше вас, но и многое другое. Существует много преподавателей, которые знают английский лучше меня. И ничего, я спокойно к этому отношусь, у меня есть еще много положительных качеств.

Так что если вы захотите справиться с языковым барьером, знайте, что есть много техник. И они по большей части психологические, а не языковые.

Лекции конспектировала Динара Сиразеева

Комментарии (0)

Купить журнал: