18+
  • Город
  • Город
Город

Дмитрий Потапенко: «В своих столовых обедаю, а в магазинах - не закупаюсь»

«Хирург» сетевого бизнеса и владелец двенадцати розничных и восьми ресторанных сетей, управляющий партнер Management Develepment Group проехался по России с мастер-классом «Антикризис-2016».

Одна из ваших тем в Казани – «Что нам делать в ближайшие пять-семь лет». Если коротко – что?

Глобальных экономических прогнозов в масштабах всей России вроде «здесь танки пойдут, а здесь пехота проползет» я не давал. У нас с казанскими бизнесменами был совершенно конкретный  разговор об их делах – про жизнь предпринимателя «на земле». Подобные диалоги веду последние лет десять, и с точки зрения своего опыта и знаний отвечаю каждому, что ему делать в ближайшие годы. Не существует универсальной пилюли, которую проглотил, проснулся – и все хорошо.

Когда вы сами почувствовали в себе склонность к бизнесу и в чем она выразилась?

Все разговоры про склонность к бизнесу - от лукавого. Полушутя говорю, что начал фарцевать жвачкой в третьем классе, хотя на самом деле это была меновая история. У нас дома пятиметровая кухня вся была в наклеечках размером три на четыре с комиксами. Это предпринимательство или нет? Все зависит от точки отсчета. Бизнес - моя жизнь, и мне в ней все нравится.

И, тем не менее, сначала вы окончили Московский институт радиотехники. Выбор вуза был по настоянию родителей – чтоб мальчик получил диплом?

Мальчик был самостоятельный. Поскольку электронику тогда любил, вуз выбрал осознанно, а родители ни на чем не настаивали. Они даже не знали, куда поступаю. Правда, приехали убедиться, что да, студент. После этого не интересовались моими успехами никогда, как и в школе, за что им большое человеческое спасибо. После вуза должен был стать инженером-конструктором радиоэлектронных систем, впоследствии устроиться в «ящик» и расти по карьерной линии.

Но все же был сделан поворот к бизнесу. Осознанный - или обстоятельства сложились?

Я получал диплом на переломе истории, когда СССР стал Россией, вспомните те времена. Когда пришел в институт, забил на учебу окончательно и бесповоротно. Мы с Витей Рыжим – был у меня такой приятель – скупали пластинки, поскольку увлекались музыкой. Меняли их, перепродавали. И первый курс пролетел беззаботно, хотя впоследствии пришлось сдавать «вышку» раз пятнадцать.

На Горбушке стояли?

Нет, что вы! Это было тогда дурное место. Потом уже торговали электроникой на Горбушке и в Луже. А поначалу, когда пластинками фарцевали, у меня были точки в ЦУМе, ГУМе, на Ленинском проспекте.

Вам нравился сам процесс или хотелось денег заработать?

Мне нужны были другие пластинки. А деньги никогда не являлись самоцелью – это инструмент. Вот у вас диктофон, а у меня деньги. Так что определение «нравится – не нравится» не подходит.

Вы занимаетесь и торговыми сетями, и предприятиями, и ресторанами…

Скорее, столовыми. Общепит это называется.

Для вас есть принципиальная разница между этими бизнесами?

Нет. У нас один и тот же клиент - люди нищие и супернищие, покупающие товары низкого ценового сегмента, но мы на них всегда ориентировались и умеем с ними работать.

Ставили себя когда-нибудь на место ваших клиентов, потребителей?

С точки зрения потребления - я на этом месте когда-то был. Нормальная, обычная жизнь. Хочешь иначе - надо предпринимать некие действия, и у тебя все прорастет. Не будешь предпринимать – сдохнешь.

Говорят, вы никогда не закупаетесь в своих магазинах и не обедаете в своем общепите.

В столовых обедаю, а в магазинах не закупаюсь. Мне нужен иной ассортимент товаров. И какая связь между этими двумя абсолютно не пересекающимися историями? Я делаю бизнес для людей. Червяк должен нравиться рыбе - это базисный принцип. А если ты делаешь бизнес под себя, тогда рыба не клюет.

Можете сформулировать ваше главное деловое правило? Например, не вести бизнес с друзьями. Или наоборот - только с друзьями.

Когда речь идет про бизнес с друзьями, родными, близкими, он технологически невозможен, потому что во всякой конфликтной ситуации попадаешь в большее количество издержек и противовесов.

 Недавно вы решили войти в руководство Партии роста. Что это - вдруг образовавшийся интерес к политике или инструмент для решения неких задач?

Конечно, инструмент. Понятно, что предприниматель – человек, взаимодействующий с властью. Раньше мы приходили в одну из четырех парламентских партий, а они нам говорили: из ста предложенных законопроектов принимаем один. Потом они вместе с нами шли к правительству, там тоже говорили: из всего, что вы принесли, нас устраивают буквы О, Ж, А и П. Мы их используем в своем законопроекте. А когда даже их не использовали, говорили: ну извини, братан, так получилось.  Поэтому мы сейчас пытаемся создать маленький скромненький механизм, с помощью которого будем, как вилочкой, колоть в бок законодателей и министров: алле, тут есть предприниматель, тут есть экономика, о развитии которой вы так много говорите. Возможно, нас будут посылать. Но лучше сожалеть о том, что сделал, чем о том, что не сделал.

А еще важно знать, что

Кроме предпринимательской деятельности Дмитрий Потапенко писал авторские колонки в журнале «Секрет фирмы», известен как ведущий программ «Курс Потапенко», «Час предпринимателя», «Переход наличности» на радио «Эхо Москвы» и «Сити ФМ». Отличается подчас резкой критикой отношения властей к бизнесу, что подтвердил  недавно на Московском экономическом форуме, выступив против продуктового эмбарго и системы «Платон». Видео этого выступления набрало за первые сутки около трехсот тысяч просмотров.

Текст: Татьяна Лескова

Фото: Юлия Калинина

Материал из номера:
Май 2016

Комментарии (0)

Купить журнал: