18+
  • Город
  • Город
Город

Алена Лазуко: «Люди порой находят проблемы, которые не давали им шестьдесят лет покоя»

Генеральный директор компании «Аярис» считает, что занимается тем, чему ее учили в Казанском университете — сохранению культурных ценностей: в архиве фирмы — полторы тысячи фильмов-рассказов о казанцах и жителях Республики.

Так значит, что вы делаете?
 
Мы делаем историю. Перефразирую Леннона, Make history no war. Ранее сохранить свой образ в мемуарах была у аристократов, в летописях – у тщеславных князей. Нынче состоятельные люди делают подобное для сиюминутного пиара.  И обычно это задача конвертируется в имиджевые фильмы, бизнес-визитки, рекламу, подарки телекомпаний для обеспеченных товарищей. Но ведь каждый человек - большая книга, каждый достоин разговора о нем.

Как это началось?

Однажды деловая беседа учредителя компании Марат Бикмуллина с Альбертом Камалеевым перетекла в неформальное русло. Уже после смерти Альберта Асхаровича, Марат Габдулгазизович осознал ценность такой важной для потомков информации, обладелем которой он стал случайно.

Так появился проект о семейной истории. Мы выбрали формат видео, потому что чаще важнее не то, что ты говоришь, а как. Видеокамеру тяжело обмануть.

Работают здесь люди с гуманитарным образованием, хотя есть и технари. И, хотя мы называем происходящее термином «историческая журналистика», чаще всего наши сотрудники не журналисты. Ведь наша цель — не интервью на злобу дня, мы стараемся копнуть глубже, узнать, что важно было для человека в разные периоды жизни. Герой вспоминает о своих достижениях, уточняет факты семейной истории, заглядывает в домашние фотоальбомы — и приходит в студию. Журналист же помогает ему раскрыться, чтобы он описал историю своей судьбы, семьи, города. Получается интересная беседа, с эффектом эмоционального аттракциона. Мы задеваем струны воспоминаний, залезаем в чердачки памяти и извлекаем давние эмоции. Я сталкивалась с тем, что люди порой находят проблемы, которые не давали им шестьдесят лет покоя, закрывают давние гештальты, ставят планы на будущее. Потом эта беседа монтируется в фильм и попадает в наш архив. Доступ к просмотру картины регулирует сам герой, а все сотрудники подписывают соглашение о неразглашении. Свой фильм можно посмотреть с близкими в кинозале нашего офиса с кофе и чаем. Впрочем, некоторые картины обретают общественный статус. Скажем, недавно у нас приобрели, с разрешения родственников, ленту об одном из игроков команды «Искра», из которой потом вырос «Рубин»: выяснилось, что других систематизированных записей о его роли в становлении казанского футбола просто не осталось.

Почему вы этим занимаетесь?

Моя любовь — неординарные люди и виды деятельности. К тому же я люблю сложные задачки. Мне из шаблонов нравится только мебель из ИКЕА. По образованию я музейщик, историк культуры. А теперь, получается, менеджер по охране культурного наследия!

Среди опрошенных
16 профессоров
40 художников
11 писателей
31 композитор
65% - женщины
35% - мужчины

С детства о таком мечтали?

Я не очень сильно изменилась с тех пор. Редко сидела на месте, мне постоянно хотелось на сцену, творить, создавать. Я человек, болеющий краеведением. Экскурсовод - моя вторая и реальная профессия, я занимаюсь внутренним, локальным туризмом. И мне действительно интересно, что люди рассказывают о городе, стране. Учебники истории переписываются, там даже меняются герои. А здесь очевидцы говорят, как было на самом деле, конечно, субъективно, но можно свести несколько рассказов и получить максимально реалистичную картинку. Знаете, порой спрашиваешь человека: а как пахло на улице Ленина в семидесятых? Душистым табаком и мокрым асфальтом! Они передают нам эмоции, настроения, дают советы, благодаря которым можно изменить взгляд на жизнь.

Кто к вам приходит?

Самые разные люди. Знаете, на интервью легко может выясниться, что Ваша соседка тетя Маша родом из дворян, знакома со всеми авиаконструкторами времен Великой Отечественной, в 60-х годах играла за спортивную сборную по баскетболу ТАССР и была выдающимся инженером. Сейчас у нас более полутора тысяч видео: самой пожилой героине сто три года, записаны истории жизни более 300 ветеранов Войны и Труда.

Они говорят, что стало с Казанью?

Что люди все менее доброжелательны, но сам город стал более красивым. Есть те, кто тоскует по старым улочкам, но есть и гордость о того, что они здесь живут. Делятся, что темп жизни увеличился, что все стало динамичнее. Что печально: ветераны, когда им звонишь в дверь, приносишь бумаги из официальных организаций, предлагаешь поговорить, боятся, что мы похитим их награды.

О себе уже сняли картину?

Я близка к этому. Пока снимаю всех родственников, хотя близким людям порой нелегко раскрыться, плюс у старших в такую погоду постоянно скачет давление. Надеюсь, уже совсем скоро смогу сама расположиться перед камерами, потерять ощущение времени и отправиться на экскурсию своей по жизни.

Алена Лазуко работала в Казанском университете в институте истории международных отношений и востоковедения. Фамилия досталась от прадеда - кубанского казака. По ее словам, любовь к  исследовательской деятельности идет от фамилии («Я – лазутчик). В проекте «Аяриса» участвовали ветерана труда и Великой отечественной войны, профессоры, художники, писатели, композиторы. Шестьдесят процентов из них – женщины. Самый длинный фильм длился девять часов.

Текст: Радиф Кашапов

Фото: Ольга Туманова

Комментарии (0)

Купить журнал: