18+
  • Город
  • Город
Город

Казань, которую мы потеряли: два Булака и раздвижные мосты

О сложной истории взаимоотношений Казани с водными объектами, исчезнувших городских озерах, первых мостах, а также о том, как найти бесплатных грузчиков в Казани XIX века в лекции краеведа Григория Ивойлова. Лекция была прочитана в историческом лектории, который по субботам проходит в «Циферблате» на Университетской.

Гидрологическая история Казани

На протяжении всей истории человечество пыталось совладать с водной стихией. Буквально до XX века любые поселения основывались около источника пресной воды. Вода выполняет следующие функции: это питьевой ресурс, источник еды, транспортная артерия. Также она используется в санитарно-бытовых целях. Транспортная функция - самая важная, так как люди научились получать  воду, находясь и вдалеке от текучей воды, а еду добывать или выращивать иными способами, поэтому эти функции уходят на задний план.

К моменту завоевания Казани Иваном Грозным город был плотно завязан на двух водных артериях — Казанка (его старое русло), Булак, который тогда был полноценной речкой с природным свойством прекращать течение в зависимости от времени года и целой россыпи озер. Стоит отметить, что идя по современной Казани, эту картину представить уже просто невозможно. Это, пожалуй самое зримое отражение того что человечество это геологическая сила, то что оставалось неизменным в природе в течении тысячелетий человек в состоянии изменить исходя из своих нужда в течении даже не веков, а десятилетий. Вот об этой истории о том как человек менял природу и пойдет наш рассказ.

Привычный и являющейся в современной Казани парадной достопримечательностью Булак, некогда был короткой но полноводной рекой с множеством рукавов, примерно до начала XVII века «Булаков» было два, и если основное русло проходило «условно» там же где и нынешнее,  второй проходил в условно в районе современной улицы Профсоюзной. Они с древности носили имена Булак и Гнилой Булак. Названия появились вследствие назначения этих рек: Гнилой Булак нещадно использовали в санитарных целях, в начале XVI века он описывается, как смердящая клоака. И хотя основное русло эксплуатировалось по- видимому не менее интенсивно, питавшаяся в том числе и родниками река, наоборот упоминается как источник воды высокого качества.

Это известно достоверно, так как еще до взятия Казани Гнилой Булак начинают засыпать (хотя окончательно он перестанет по видемому в XVII веке), а современный Булак приобретает нынешние черты. Булак — прямой, но реки так не текут. Это оттого, что его тогда в разное время перекрывают временной дамбой и все его русло вручную перекапывают, чистят от ила, прокладывают дно бревнами и делают прямым для транспортного удобства и сохранения чистоты.  Кроме двух Булаков в центре Казани было огромное количество природных озер.

Одно из них располагалось в районе нынешнего Кольца и «Детского мира» и называлось Гузеевым, впрочем в отношении его в историческое время применим эпитет «вонючее». Его засыпают в, по видимому в 40-е годы XVIII века. Позднее уже в XIX веке последовательно засыпаются озера Банное, Белое и Черное. Все названия тоже из-за хозяйственной деятельности человека, где-то по причине расширения сухих площадей, а чаще потому что в ходе бытовой, сточной деятельности человека озера заболачивались, застаивались и превращались в клоаку.  Нынешний относительно сухой вид центр Казани приобретает буквально 100–150 лет назад.

Самые драматичные и масштабные изменения в гидрологической истории Казани произойдут в 1952 году, когда Волга и Казанка сильно увеличатся в размерах. В 1921 году был принят ленинский план ГОЭЛРО, который предполагал строительство, среди прочего сети гидроэлектростанций и каскадов водохранилищ. Появился план строительства «большой Волги», согласно которой река должна была стать еще более оживленной транспортной системой, связывающей север и юг страны.

Мосты Казани

Мосты — это одни из первых инженерных сооружений, придуманных человеком. Самый простой - это обычное бревно, которое укладывается над рекой. Интересно, что мосты не встречаются часто в восточных городах и городах античности, которые чаще всего строятся вдоль одного берега реки. Поэтому впервые с необходимостью мостостроительства столкнулись древние римляне. Как известно, римляне придумали конструкцию арки, которая позволяет строить более сложное устройство, нежели просто бревно. Ничего лучше арки не придумано, поэтому самые известные сохранившиеся сооружения Рима — это акведуки и мосты.

До 1774 года человечество делало мосты либо из камня, либо из дерева (много палок в основании, на которые клались доски). Такие, в основном, были в Казани. Но в 1774 году в Англии появляется мост через реку Северн. Известно, что критической необходимости в этом мосте не было. В большей степени его строили как рекламу возможностей нового метода литья и строительства завода Вилкинсона. Это сооружение действительно сильно повлияло на инженерную мысль: чугун и сталь сейчас везде и без этого моста не были бы возможны небоскребы и Эйфелевая башня.

К середине XVIII века Казань сильно разрастается и для своих бытовых нужд город начинает все активнее использовать озера Кабан и Казанку. После взятия Казани Иваном Грозным татарское население в Казани сегрегируют, и хотя степень сегрегации и дискриминации в разное время меняется, усиливаясь, например, во времена Анны Иоановны и ослабевая уже во времена Екатерины Великой в целом до 1917 года оно сохраняется. С этого момента Кабан и Булак начинают играть национально-сегрегационную роль, а именно превращаются в границу между двумя национальностями в городе — справа русская часть города, слева татарская. При этом Булак становится еще более важным как транспортная артерия — это активно использующаяся судоходная река, правда, опять таки не всегда, и сезонно, в половодье.  В какие-то периоды вовсе практически пересыхая, как например во время казанского пожара 1815 года. Отдельного и обстоятельного разговора заслуживает только те, весьма разнообразные меры которые предпринимались для очистки и улучшения состояния Булака, его дно неоднократно укрепляли, однако естественный его ток при этом был затруднен уже с начала XIX века, а хозяйственная деятельность человека приводило к тому что в Булаке, явочным порядком, обустроился сток. Поэтому в XVIII веке на Булаке не сооружают капитальных  каменных мостов, хотя жизнь кипит по обе стороны реки, как по причине. Если речь идет о перевозке тяжелых грузов, то Булак остается чуть-ли не единственным способом для таких перевозок.

В этой связи уместно привести анекдот приключившийся с одним из самых известных, а главное самых долгоживущих и одновременно беспокойных памятников Казани, а именно о памятнике Державину. В 1843 году в Казань по реке привозят первые каменные части постамента памятника (ее копия стоит в Лядском саду). Изначальным местом его установки была сквер за главным зданием университета – перед анатомическим театром. Баржа с частями статуи приплывает к ярмарке под Кремлем, его планировалось поднять на гору с целью специальных приспособлений. Однако, капитан баржи проявив в некотором роде рачительность  обратился к собравшийся на торжище публике с пламенной речью. А в Казани Державин пользуется большой популярностью, но не из-за своих стихов, а из-за татарских корней. В итоге капитану баржи не пришло ничего лучше в голову, чем привлечь к разгрузке местное население. Население горячо откликнулось, соорудило нужные приспособление и дотащило части статуи до места бесплатно.


Из-за этой своей транспортной функции и мосты через Булак, возводимые в XIX веке смотрелись бы возможно специфично, к самым знаменательным в этом отношении следует отнести мост которого давно нет, а именно – Жарков мост, ныне на его месте у самого начала площади Тысячелетия о нем только табличка напоминает, до того как сгореть в 1815 году, мост был раздвижным-подъемным, поднимался он вручную и по ночам. Вообще же перечислять всю историю мостов через Булак нет особенного смысла, следует остановиться на том, что мосты в 19 веке оставались деревянными, хотя и по Гостиннодворскому мосту, в начале 20ого века ходит трамвай. Примечательным и с точки зрения конструкции и с точки зрения городских легенд является построенный в 1907 году пятый, «Лебедевский»/»Горбатый» мост через Булак.  

Стройка его затянулась, на долгие пять лет. Назван он так в честь городского главы Лебедева, начав строительство в последний год своего пребывания на посту, он руководствовался по по видимому желанием соорудить капитальный мост не требовавший бы ежегодных затрат, однако в конечном итоге Лебедев вложил в стройку уже свои, личные деньги. И так и появился первый в Казани полностью каменный мост. И вот здесь появляется «народное» название этого моста – «Мост слез», почему он так называется вопрос, как мне кажется открытый, бытует две версии, из народной жалости к бывшему городскому главе и вторая, более романтическая, якобы по этому мосту принято было провожать уходящих в солдаты. Вторая версия, мне кажется, несколько надуманной, но вот то, что замки в знак любви на этом мосту начали вешать на первом в Казани - факт. А уж по тому ли что он получается старейшим мостом современной Казани в неизменном виде?

   

 

Хотя местность за Казанкой начали использовать обживать еще с XVI века, этому препятствовало одно обстоятельство – Казанка. Переправа, наплавного типа существовала тут, по-видимому, с середины XVII века. Самое известное изображение этого моста – гравюра 1830ых годов, В. Турина.  На ней мост предстает нам наплавным. А наплавной, то есть, плавучий мост, всегда имеет как свои плюсы, так и минусы, так как он подвержен всем колебаниям воды.


Поэтому необходимость более устойчивой конструкции была всегда. Если на гравюре 1830-х мост наряден и цел и даже украшен некой ротондой на соседнем мостке, то уже в 1840-х Андре Дюран, побывавший в Казани изображает то же место уже не столь целым, и что, характерно, без Ротонды. То ли кто-то из двух уважаемых художников слишком уж сильно интерпретирует действительность, то ли верны многочисленные сообщения о том, что всяческим несчастьям подвергался этот мост. Например, бывал, смываем. Однако, чисто технически возведение столь длинного моста иным способом в то время вызывало вполне резонное затруднение. Поэтому город нуждался в более прочном пути сообщения с другим берегом, и направление его сооружение по нынешним временам кажется немного странным, это не кремлевская магистраль в наше время такая оживленная, а находящаяся ближе к Волге. О необходимости устройства дамбы и шоссейной дороги от города до пристани, находившейся в заречье, речь велась давно. Но воплощать это взялся только губернатор Сергей Шипов,  по его проекту в 1842 году началось строительство новой пристани в устье Казанки и насыпной дамбы до города протяженностью в семь верст. По тем временам это было грандиозное гидротехническое сооружение, было завершено только 1849 году. Однако несмотря на грандиозность, дамбу оказалась несовершенной, ее заливало во время половодья, да и прочие проблемы ей сопутствовали. Однако ее активно совершенствовали, да и была она семимильным шагом вперед относительно пути существовавшим до того.  

В 1890 году  в регионе случается большой неурожай, вспышка холеры, засухи. В результате в Казани появляется огромное количество полуголодного пришлого населения. Эти люди нанимаются, в качестве социальной меры, для строительства Кизического моста через Казанку. Для его постройки засыпают дамбы с обеих сторон Казанки.

Если внимательно посмотреть на фото, то видно, что элементы-пролеты моста – неровные, из деревянных конструкций на деревянных же сваях. Это логично. Те части, которые соприкасаются с водой, течением и льдом — , а верхняя часть, по которой обычно переходили пешком или на лошади из дерева. Из-за этого сам мост более дешевый и легкий по весу. В то же время, в 1890-ые года, его и не было нужды делать из более прочного и дорого материала, чугуна и стали, таких ударных нагрузок ему неоткуда было ожидать. В это же время строится железнодорожный мост через Казанку, у Зилантова монастыря просуществовавший до 1960-ых годов. Это уже полностью стальная конструкция, хотя общий принцип тот же, что и с бревном перекинутым через реку, только бревно из стали и имеет в разы большую жесткость за счет ферменных конструкций. Таким образом, именно этот, ныне утраченный, железнодорожный мост становится первым в Казани мостом полностью из материалов новой промышленной эпохи. К 1913 году к трехсотлетию дома Романовых через Волгу строят Романовский мост, ныне утративший первоначальный облик, но не утративший своей функции.

Сибирская застава

Сибирская застава

Комментарии (0)

Купить журнал: