Ужо тебе: запустился сайт «Инде»

Интернет-журнал «о жизни в Казани и других городах Республики Татарстан» inde.io начал тестовую работу. «Собака» пригляделась и обнаружила признаки столичной жизни.



io - это Британские территории в Индийском океане. Состава редакции, свидетельства о регистрации, информации об учредителях здесь нет. Сходу читатель может лишь понять, что дизайном сайта занималась компания «Мануфактура IT Production & Graphic Design» из Воронежа.

Корни проекта растут из «Года парков и скверов Татарстана», инициатором его создания стала помощник президента РТ Наталия Фишман. Известно, что от общественных территорий ее команда собиралась в 2016-м плотно перейти к среде в целом. Своей целью «Инде» называет следующее: «Сформировать новую городскую культуру и нового горожанина, который любит город, в котором живёт, чувствует ответственность за него и понимает, что может сам менять мир вокруг».

Потому главный упор в материалах на процесс. Недаром, в духе советских газет, одна из рубрик повествует о передовиках новых производств и называется «Человек дела». В нем, к примеру, фигурирует владелец единственного кошерного фастфуда в Казани - Falafel (лыко в сторону - редко удается увидеть его открытым).

«Инде» активно выдает различные гиды - что пить, куда ходить. Оформление и рисунки оттуда напоминают материалы почившего «Карла Фукса», часть журналистов которого также перешли в «Инде». С учетом, что и журнал «Кураж» стал кузницей кадров, следует ожидать, что раздел «На что тратить» также будет существенно расширен. Из вирусных материалов в топ сразу идет репортажная реклама бальзама «Бугульма», который, видимо, скоро таки станет аналогом рижскому. Как и полагается в любом начинающем издании, здесь есть материал с тату-фестиваля.



Известно, что «Инде» консультировали создатели воронежского сайта Downtown, состоящего, в основном, из множества актуальных списков, а бывший редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин проводил с ними трехдневный интенсив. Очевидным аналогом видится и сайт The Village, рассказывающий о жизни двух столиц.

При этом реальность сопротивляется СМИ. Казань стремится быть новым городом, но в этом процессе она еще находится в стадии становления. А потому на вопрос «Почему крутящаяся дверь в «Кольце» работает только зимой?» редакция получает сухой письменный ответ. Велосипедные маршруты городов и стран, схожих по площади с Казанью, сравниваются не по настоящим дорожкам, а по статистике приложения Strava (она показывает, где ездят на великах) - и получается, что в Казани очень много дорожек, хотя она всего одна. А одним из лонгридов становится текст о 36 идеях для новогодней Казани, «о которой мы мечтаем».

И это явление - самое печальное для любого медиа, который пытается создать свежую действительность, начиная с сайтов «Афиши» - в какой-то момент красочность уступает место серому, а антибиотика этому не находится.

Основным же символом столкновения желаемого и действительного является название. Оно, безусловно, многозначно: «индепендент»,  in the, инда... «Инде», по-татарски, при этом - «уже», «бы». Самые распространенные обороты - «җитәр инде», «кирәк инде» (хватит уже, надо бы). Произнести его не-татарину сходу сложно: говорится не так, как пишется. Каждая фонема - мягко, но не слишком: примерно - «ИНьДЭ». Хочется услышать, как произносят ее в редакции. Как не самое оптимистичное слово стало названием издания новой культуры - загадка.

Булат Латыпов

Музыкальный критик, «неравнодушный и опечаленный татарин»

"Инде" - совершенно отвратительное название, конечно. Гораздо хуже, чем нейтральное "Рух". Похоже, не нашлось рядом с редакцией приличного татарина, который бы объяснил: в шутку или нет, с пониманием контекста или без царя в голове, но "Инде" это штука вроде "Шулай", форменное издевательство. Таким макаром в Татарстане пытаются изобразить татарскую речь не знающие языка люди».

 

Павел Федоровский

Бывший главный редактор журнала «Карл Фукс»

Я, признаться, с некоторым трепетом наблюдал за появлением нового медиа о городе. Мне нравится команда и их цели. Не думаю, что я имею моральное право давать оценку визуальной составляющей или названию. Зато могу предположить, что собравшие журналисты будут заниматься не подтасовкой фактов, а делать свое дело честно и не глупо. В приветственной статье редакция говорит что одной из целей является "Вернуть в Татарстан тех, кто когда-то уехал, и привлечь в республику перспективных, талантливых, успешных — тех, кто определит будущее региона". Можно вспомнить, что большинство молодых и талантливых уезжали в те же Питер и Москву не только в поисках возможностей, но и не находя в родном городе комфортной среды. Среда напрямую зависит от культурных норм, от норм общения, а их создают в том числе и СМИ. Когда-то "Афиша" вручную корректировала культурную среду Москвы, борясь с дурным вкусом и нуворишеством и предлагая альтернативную шкалу ценностей. Уверен, что выросло целое поколение людей, которым то, о чем, и, главное, то, как говорит "Инде", ближе риторики традиционных СМИ. И это поколение, как мне кажется - самое важное, что сейчас есть у республики. Эти люди свободнее, прогрессивнее и талантливее поколения предыдущего, среди них больше тех, кто хочет создавать что-то новое, важное и полезное, без оглядки на местечковые стереотипы и золотого тельца. И вот, чтобы этим ребятам было комфортно, жить и работать, им нужна свобода и атмосфера, которая в Казани появляется, вопреки политическим и экономическим реалиям в стране. И дай Бог, чтобы новый интернет-журнал прожил, долго, ведь только появившись, он уже служит своего рода индикатором психического здоровья региона».

Андрей Григорьев

Главный редактор «МК Поволжье»

У меня лично дизайн сайта вызывает отторжение. Первое – и самое очевидное – что бросается в глаза, это сходство с The Village. На это сходство указывали, кстати, еще минувшей осенью, когда проект носил горделивое имя "Рух". Я не вижу в подобной верстке особого смысла и удобства для пользователей. Это всего лишь новая - и весьма спорная - глянцевая обертка, с которой еще не наигрались те, кто относит себя к креативному классу. Лично же я, попадая на подобные сайты, сразу вспоминаю скандал с "Кинопоиском". Тогда чуть было не убили удобный и действительно весьма востребованный гид. Запускать в аналогичном – и, напомню, решительно отвергнутом большинством пользователей "Кинопоиска" - дизайне новый ресурс, тоже, очевидно, претендующий в перспективе на роль гида, затея не менее сомнительная. Успешность гида складывается из двух составляющих. Первая: насыщенность точной и полезной информацией (этим по понятным причинам "Инде" пока похвастать не может). Вторая: удобство использования. Тут тоже провал, от которого спасет разве что кардинальная перезагрузка. Никакой изюминки проекта я не заметил. Понятно, что начинка сугубо местная, но местными названиями "оригинальность" и исчерпывается. Наверняка в любом другом крупном городе страны отыщутся и свой аналог "Бугульмы", и десять кофеен, в которых можно выпить что-то еще, помимо кофе. И наверняка уже аналогичные сайты в других городах страны отрабатывали эти или очень близкие к ним темы. Сайты эти, кстати, последние несколько лет множатся со скоростью грибов после дождя. И прогорают, подозреваю, с не меньшей скоростью. Думаю, что и это "типовое издание для хипстеров" ждёт аналогичная судьба. Едва ли "Инде" в лице казанских кофеен и бутиков обретет щедрых спонсоров. А финансовая поддержка, которая, как я догадываюсь, сейчас целиком и полностью зависит от пробивных способностей Фишман, иссякнет, как только она утратит к этому проекту интерес. Произойдёт ли это в течение года, как в случае с "Карлом Фуксом", или чуть позже, не столь уж важно. Кстати, "Карл Фукс", на мой взгляд, был изданием куда более оригинальным. И уж, по крайней мере, более честным с читателем. Там ребята действительно рассказывали о неочевидных местах и вещах. В "Инде" подобное пока лишь декларируется. А попытка скрестить "фуксовские" идеи одновременно с шопинг-гидом и пиар-кампанией (без рассказа о преображении парков и скверов в республике, представьте, тоже не обошлось) кажется мне занятием, сопоставимым с экспериментами безумного ученого из дешевого жанрового кино».

Евгений Лазаренко

бывший шеф-редактор «Time Out Петербург»

Казань - столица, большой город, где жизнь кипит. И чтобы с должной точностью измерять температуру кипения, как раз такой проект и нужен. Наполненность inde.io - необходимая и достаточная для ума молодого и пытливого. Дизайн, может, и напоминает множество современных сетевых проектов, но ни один конкретно. Подача - без заигрываний и излишней серьезности. Сбалансированная штука вышла».

 

Юрий Болотов

Главный редактор The Village

Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ. Но вот это стыдно – http://inde.io/article/302-respublika-ili-imperiya А вообще - пока оценивать рано».

Радиф Кашапов


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме