Зима близко: бизнес в условиях стагнации

Состоялся первый «Казанский экономический форум 2015», призванные сориентировать предпринимателей в ситуации экономической стагнации.  Событие собрало более 180 предпринимателей Казани и Поволжья. Серьезность нынешнего кризиса понимали в зале все и особых иллюзий не строили.

В конце пленарного заседания форума модератор встречи Мария Яшенкова грустно пошутила, что у организаторов была мысль на выходе из конференции раздавать участникам экстренный набор из веревки и мыла. С другой стороны, обеспокоенность нынешним кризисом нивелировалась опытом предыдущих экономических проблем, которых в новейшей истории России было как минимум три. К тому же экономисты лучше кого бы то ни было знают, что все процессы цикличны и кризисы всегда заканчиваются.

Представитель «Сбербанк России» Ляйля Зарипова дала наиболее оптимистичную характеристику кризиса и прогноз на будущее:

«В 2013 году «Сбербанк» принял стратегию развития на 2014-2018 годы. В связи с событиями прошлого года, мы задались вопросом о пересмотре финансовых показателей, заложенных в наш прогноз. Мы делали очень амбициозные прогнозы - в два раза удвоить прибыль и активы. Летом 2015 года, проведя дополнительные расчеты и анализы , наши аналитики пришли к выводам, что наши стратегические показатели остаются неизменными. Мы считаем, что наши планы даже в современных условиях вполне выполнимы. Аналитики исходили из того, что ситуация 2015 года - это не рецессия и не стагнация экономики, а то, что называют «умеренным спадом». На 2016 год все же прогнозируется начало какого-то роста. Что касается излюбленных вопросов о курсе валют, то на 1 января 2016 года расчеты брались из показателя 65 рублей за доллар и евро. При этом нужно оговориться, что все прогнозы делаются с учетом того, что не будет серьезных изменений во внешней политике страны и макроэконоимке».

В подтверждение своих слов она сообщила, что с 1998 года в РТ не закрылся ни один банк, что является показателем стабильности банковской системы в регионе.

Второй спикер Виктор Токарев, генеральный директор ЗАО «Архитектурно-строительная компания», говоря о тенденциях на строительном рынке, большую часть времени посвятил градостроительным вопросам и общим подходам в развитии города. «Ни одна отрасль не проходит мимо города. Поэтому градостроительные ошибки, кроме эстетических, имеют и экономические последствия. Любые инвестиции должны идти на пользу городу как единому организму. В этом смысле любой инвестор выступает соавтором города. Нужно начинать строить город заново и не так как это делали в спешке к Универсиаде, когда были нарушены вся традиционно сложившаяся структура города».

Так же он отметил сложности в программе импортозамещении. По его словам, в России сложно найти хорошую керамику для облицовки, поэтому их компания вынуждена искать ее на Западе.

Тема эта получила детальное и эмоциональное развитие в выступлении Леонида Барышева Леонид, гендиректора «Эссен Продакшн АГ»: «Пищевая отрасль традиционно меньше всего падает в кризисы. За последние 10 лет мы открыли все рынки питания и убили все машиностроение, производившее оборудование. После девальвации рубля одна машина по производству карамели стоит столько, что никто ее покупать не будет. А в России нет собственного производства карамели, ближайший завод находится на Украине. Современные западные карамельные машины  напоминают космические корабли, я не думаю, что в ближайшие 30 лет мы сможем повторить хоть что-то близкое. Мы находимся в большом кризисе, обусловленном внешними причинами, который показал нам, что без Запада мы ничего не можем. У нас нет элементарной лимонной кислоты высокого стандарта качества. В технологическом плане мы зависим от них на 100%. И, если завтра введут технологические санкции, то последствия будут самыми плохими. По-крайней мере, в пищевой индустрии это так».

Он же дал наиболее яркую метафору нынешнего времени, характеризуя особенности кризиса 2015 года. «Ощущение от нынешнего кризиса примерно как от пятого сезона сериала «Игра престолов»: ощущение, что коллапс близко, но не понятно, когда он наступит. «Зима наступает» - как звучит слоган сериала. Мы, как ни в чем ни бывало, продолжаем размышлять о будущем, говорить о развитии, хотя конец всем может настать в любой момент. Это ощущения у крупных игроков рынка. Поэтому снизилась инвестиционная активность. В 1998 году было не так, потому что спад и подъем был моментальный и никто не успел утратить оптимизма. Сейчас мы не можем разогнать потребительский спрос: поведение людей поменялось, они больше сберегают, и при этом идет рост цен на сырье. И при низком спросе производители не могут поднимать цены. Отсутствие спроса реальная угроза, которая повлечет банкроства».  

Между тем, сдаваться эксперты  не советуют. Кризис - неплохое время для качественного рывка. У бизнеса два вида поведения поведения - пойти инновационным путем и найти новую нишу или «искать жертв» и гнать с рынка неэффективных игроков, которые не готовы перестраиваться под изменившиеся условия.


  • Автор: Almaz
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также