18+
  • Город
  • Город
Город

Как это было: «Исән!fest», «Печән базары» и «Уку паркы»

Центром современной татарской культуры стала на один день Старо-Татарская слобода, которую впору теперь называть СверхНовой. «Собака» приняла участие в этих событиях как организатор и информационный спонсор.

Нашим вкладом в общее дело стал рок-фестиваль «Исән!fest». Дело в том, что «Печән базары» и «Уку паркы», акция, сочетающая ярмарку с чтениями, лекциями и другими конкурсами, раньше меньше работала с музыкой. Поэтому с нашей помощью на третий год проведения у театра Камала впервые за многие годы звучала не эстрада, а живая музыка. Мы считаем, что такое явление, как татарская независимая рок-культура, существует - и его надо доносить широким массам. Надеемся, в будущем он отправится в сольное плавание.

Признаться, зарядивший с утра дождь вызывал серьезные опасения, но уже к середине саундчека высохла не только сама площадь, но и подступы к сцене. Первый «Исән!fest» - это семь команд из Казани, Уфы и Ижевска. Дело в том, что фестиваль, по идее, должен показать, что песни на родном языке поют не только в Татарстане. И если смотреть шире, язык - это еще одна краска в музыкальном инструментарии каждой команды.

Поэтому настоящим украшением фестиваля стали два коллектива. Это, во-первых, группа Silent Woo Goore из Ижевска. Как призналась вокалистка Светлана Ручкина, они и не думали, что будут выступать когда-либо в соседнем Татарстане. При SWG успешно проехались с туром по Финляндии, где записали альбом. Прибыв на автобусе с утра и вкусив халяльной пищи, музыканты выдали идеальный с точки зрения сыгранности сет из народных песен, аранжировочно сотканный из переливов гитарных дилеев и резвой ритм-секции. Вероятно, мы их еще услышим в Казани.

Заслуженные лауреаты десятков конкурсов (от Тывы до Парижа) башкиры из «Аргымака» успели посетить местные мечети, а вечером - сыграть самый насыщенный и с точки зрения публики, и с точки зрения энергетики сет. Вокалист Ринат Рамазанов, не расставаясь с кураем, вплетал его то в реггей, то в нью-эйдж, а в какой-то момент продемонстрировал, что такое горловое пение на три голоса сразу. Как нам кажется, лучшим моментом стала песня, сочиненная в 19 веке одним из из башкирских полков, после того, как Кутузов, славя их за участие в Бородино, сказал: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!». Так появилась песня  «Любезники, любизар, маладис, маладис!».

Что касается казанского представительства, открывший фестиваль «Оскар» (так зовут их вокалиста) сходу задал бодрый темп действу: состав, в котором нашлось место клавишам и флейте, шел от слабых долей в топот конницы, так что даже бабушкам нравилось. Редактор журнала и сайта «КЗН.Собака.ru» на время стал лидером группы, исполнившей, среди прочих, кавер на «Әссәләмегалейкем» звезды 90-х Мусы Маликова и «Yaz, gazeteci, yaz» героини турецкого рок-движения Сельды Баччан. Сурового панк-рока дала банда «Ачы таң». Электронно переосмыслил фолк-проект Alma во главе с фестивальным деятелем Валерием Коротковым (который признался, что решил на «Исән» проверить программу, которую покажет на Kremlin Live).

Наконец, завершала фестиваль вечером группа Alqanat. Начинавшая еще в прошлом десятилетии, они за это время превратилась, пожалуй, в самую популярную команду, поющую на татарском. Артур Исламов, как выяснилось, не просто его вокальное достояние, но и подлинный лидер, сумевший выстроить группе хороший звук и разогреть толпу у Камаловского. Благо, репертуар у них разнообразный - от метал-боевиков до протяжных баллад. Отметим, что в этот же день очередной концерт давал в театре Салават, так что не случайно в конце Alqanat сыграл аж два трека-оммажа - записанную с ним песню «Язмыш» и плясовую «Бер егет гармун сайлый».

Оскар

Оскар

Радиф Кашапов

Радиф Кашапов

Silent Woo Goore

Silent Woo Goore

Ачы таң

Ачы таң

ALMA

ALMA

Аргымак

Аргымак

Alqanat

Alqanat

Вели вечер главный редактор журнала «Ялкын» Йолдыз Миннулина, подобравшая к каждой группе стихотворение из антологии разнообразной поэзии (не обошлось без удмуртской и башкирской) и  танцор Нурбек Батулла.

Между тем, на набережной до восьми вечера шла ярмарка, где торговали платьями, керамикой, обувью, календарями, платками, украшениями - и, конечно, эчпочмаками (говорят, было продано 1200 штук). В торговых рядах работало 90 человек. Побывало, в целом, на Марджани около 5-6 тысяч.

Каждый мог получить газету «Гыйлем вә фән» c переводом отрывка из «Гарри Поттера»,  а взяв путеводитель по поэме «Кисекбаш», позже пройти путь, описанный Тукаем в этом сатирическом произведении (мы еще опубликуем его отдельно). Или просто забрать одну из 500 книг на полках буккроссинга. Тут же проходила выставка татарского конструктивиста и мастера шрифта Фаика Тагирова. Для детей работала площадка от центра «Сабыйлар». Граффитисты вдохновлялись письменностью и творили на глазах публики.

 

Кроме того, в шесть вечера здесь же, на площадке «Уку паркы», прошел поэтический слэм, победителем которого стал сотрудник «Ялкына» Эльнар Байназаров. Читать можно было на двух языках, русском и татарском, а судили поэтов такие люди, как завлит Камаловского Нияз Игламов, композитор Эльмир Низамов, поэты Ркаиль Зайдулла, Луиза Янсуар и Алена Каримова.

Надо отметить, что на «Исән!fest», на «Печән базары» не хватало приснопамятных спортсменов. Хотя, говоря субъективно, происходящее здесь выглядело гораздо более интересным, чем Сабантуй. Журналисты спрашивали организаторов - а не вредят ли они традициям, создавая что-то совершенно новое? Ну, так этим и живет культура - созиданием.

Пример тому - музыка. Мы до сих пор восхищаемся оркестровыми экспериментами Ильхама Шакирова, фанковыми записями Рената Ибрагимова и ВИА «Сәйяр», хард-роковыми запилами «Сак-Сок», австралийским выходом за флажки границ государств Зули Камаловой. Это и есть татарское достояние, и есть - жизнь.

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: