Как это было: «Исән!fest», «Печән базары» и «Уку паркы»

Центром современной татарской культуры стала на один день Старо-Татарская слобода, которую впору теперь называть СверхНовой. «Собака» приняла участие в этих событиях как организатор и информационный спонсор.

Нашим вкладом в общее дело стал рок-фестиваль «Исән!fest». Дело в том, что «Печән базары» и «Уку паркы», акция, сочетающая ярмарку с чтениями, лекциями и другими конкурсами, раньше меньше работала с музыкой. Поэтому с нашей помощью на третий год проведения у театра Камала впервые за многие годы звучала не эстрада, а живая музыка. Мы считаем, что такое явление, как татарская независимая рок-культура, существует - и его надо доносить широким массам. Надеемся, в будущем он отправится в сольное плавание.

Признаться, зарядивший с утра дождь вызывал серьезные опасения, но уже к середине саундчека высохла не только сама площадь, но и подступы к сцене. Первый «Исән!fest» - это семь команд из Казани, Уфы и Ижевска. Дело в том, что фестиваль, по идее, должен показать, что песни на родном языке поют не только в Татарстане. И если смотреть шире, язык - это еще одна краска в музыкальном инструментарии каждой команды.

Поэтому настоящим украшением фестиваля стали два коллектива. Это, во-первых, группа Silent Woo Goore из Ижевска. Как призналась вокалистка Светлана Ручкина, они и не думали, что будут выступать когда-либо в соседнем Татарстане. При SWG успешно проехались с туром по Финляндии, где записали альбом. Прибыв на автобусе с утра и вкусив халяльной пищи, музыканты выдали идеальный с точки зрения сыгранности сет из народных песен, аранжировочно сотканный из переливов гитарных дилеев и резвой ритм-секции. Вероятно, мы их еще услышим в Казани.

Заслуженные лауреаты десятков конкурсов (от Тывы до Парижа) башкиры из «Аргымака» успели посетить местные мечети, а вечером - сыграть самый насыщенный и с точки зрения публики, и с точки зрения энергетики сет. Вокалист Ринат Рамазанов, не расставаясь с кураем, вплетал его то в реггей, то в нью-эйдж, а в какой-то момент продемонстрировал, что такое горловое пение на три голоса сразу. Как нам кажется, лучшим моментом стала песня, сочиненная в 19 веке одним из из башкирских полков, после того, как Кутузов, славя их за участие в Бородино, сказал: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!». Так появилась песня  «Любезники, любизар, маладис, маладис!».

Что касается казанского представительства, открывший фестиваль «Оскар» (так зовут их вокалиста) сходу задал бодрый темп действу: состав, в котором нашлось место клавишам и флейте, шел от слабых долей в топот конницы, так что даже бабушкам нравилось. Редактор журнала и сайта «КЗН.Собака.ru» на время стал лидером группы, исполнившей, среди прочих, кавер на «Әссәләмегалейкем» звезды 90-х Мусы Маликова и «Yaz, gazeteci, yaz» героини турецкого рок-движения Сельды Баччан. Сурового панк-рока дала банда «Ачы таң». Электронно переосмыслил фолк-проект Alma во главе с фестивальным деятелем Валерием Коротковым (который признался, что решил на «Исән» проверить программу, которую покажет на Kremlin Live).

Наконец, завершала фестиваль вечером группа Alqanat. Начинавшая еще в прошлом десятилетии, они за это время превратилась, пожалуй, в самую популярную команду, поющую на татарском. Артур Исламов, как выяснилось, не просто его вокальное достояние, но и подлинный лидер, сумевший выстроить группе хороший звук и разогреть толпу у Камаловского. Благо, репертуар у них разнообразный - от метал-боевиков до протяжных баллад. Отметим, что в этот же день очередной концерт давал в театре Салават, так что не случайно в конце Alqanat сыграл аж два трека-оммажа - записанную с ним песню «Язмыш» и плясовую «Бер егет гармун сайлый».

  • Оскар

  • Радиф Кашапов

  • Silent Woo Goore

  • Ачы таң

  • ALMA

  • Аргымак

  • Alqanat

Вели вечер главный редактор журнала «Ялкын» Йолдыз Миннулина, подобравшая к каждой группе стихотворение из антологии разнообразной поэзии (не обошлось без удмуртской и башкирской) и  танцор Нурбек Батулла.

Между тем, на набережной до восьми вечера шла ярмарка, где торговали платьями, керамикой, обувью, календарями, платками, украшениями - и, конечно, эчпочмаками (говорят, было продано 1200 штук). В торговых рядах работало 90 человек. Побывало, в целом, на Марджани около 5-6 тысяч.

Каждый мог получить газету «Гыйлем вә фән» c переводом отрывка из «Гарри Поттера»,  а взяв путеводитель по поэме «Кисекбаш», позже пройти путь, описанный Тукаем в этом сатирическом произведении (мы еще опубликуем его отдельно). Или просто забрать одну из 500 книг на полках буккроссинга. Тут же проходила выставка татарского конструктивиста и мастера шрифта Фаика Тагирова. Для детей работала площадка от центра «Сабыйлар». Граффитисты вдохновлялись письменностью и творили на глазах публики.

 

Кроме того, в шесть вечера здесь же, на площадке «Уку паркы», прошел поэтический слэм, победителем которого стал сотрудник «Ялкына» Эльнар Байназаров. Читать можно было на двух языках, русском и татарском, а судили поэтов такие люди, как завлит Камаловского Нияз Игламов, композитор Эльмир Низамов, поэты Ркаиль Зайдулла, Луиза Янсуар и Алена Каримова.

Надо отметить, что на «Исән!fest», на «Печән базары» не хватало приснопамятных спортсменов. Хотя, говоря субъективно, происходящее здесь выглядело гораздо более интересным, чем Сабантуй. Журналисты спрашивали организаторов - а не вредят ли они традициям, создавая что-то совершенно новое? Ну, так этим и живет культура - созиданием.

Пример тому - музыка. Мы до сих пор восхищаемся оркестровыми экспериментами Ильхама Шакирова, фанковыми записями Рената Ибрагимова и ВИА «Сәйяр», хард-роковыми запилами «Сак-Сок», австралийским выходом за флажки границ государств Зули Камаловой. Это и есть татарское достояние, и есть - жизнь.

Фото: Юлия Калинина


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме