История граффити в Казани глазами райтера

Мюрал-фестиваль "Like It. Art”, прошедший в 2012 году, заставил жителей Казани по-новому взглянуть на уличное искусство. Теперь в планах его организаторов — новые фестивали и проекты. Сайт Собака.ru решил изучить вопрос изнутри, узнав у Дмитрия LIL-DEE Кудинова, креативного директора фестиваля, как все начиналось.

     Дмитрий LIL-DEE Кудинов — граффити-райтер, креативный и технический директор агенства "Mural Media", бренд-менеджер Студии интерактивных технологий "ImCompany", креативный дизайнер и «технически утонченный иллюстратор». К нашей встрече он подготовился и пришел с ворохом фотографий и баллончиком краски.

- Мое увлечение рисованием началось еще со школы. Половина каждой тетради была покрыта множеством рисунков и надписей в различных техниках.

Первые работы Дмитрия появились в 2000 году в его родном Нижнекамске - ими стали граффити, нарисованные мелом на каменных плитах “долгостроя”. Они отражали самые разнообразные увлечения: от любимых музыкальных групп и героев видеоигр до плодов собственной фантазии. Тогда же сформировался граффити-дуэт «double-d crew», в который вошел тезка Дмитрия - BIG-DEE. Райтеров часто путали с «неформалами», но Дмитрий подчеркивает, что, кроме общей территории, их больше ничего не сближало — у художников были свои увлечения и интересы.


Картины мелом, хоть и были недолговечны, все же принесли команде известность. Время работы над такими граффити могло занимать до 7 часов. В 2002 году они создали первый рисунок краской — сначала автомобильной, а потом и специальной и это был прорыв.


В это же время в Нижнекамске проходил фестиваль стрит-арта, организованный при содействии бывшего мэра города Ильсура Метшина (кстати, граффити-движение было поддержано Метшиным и в Казани). В нем участвовали такие опытные команды, как «Aeropop» - «прадедушки казанской граффити-сцены», «4Roots» (Нижний Новгород) и легендарные «Пчелки» (Москва). Для ребят из провинции это событие стало неоценимым опытом — они "вживую" увидели работы профессионалов, познакомились с новыми техниками и приемами. Кроме рисунков, на фестивале были и инсталляции — "гнездо", "человек" из шин и другие.



Постепенно у "double-d” сформировался свой неповторимый стиль. 2007 год стал триумфальным для команды — первые места на "SNICKERS URБАNиЯ" в Казани и Самаре. 288 выигранных "сникерсов" были не единственным приятным моментом — благодаря этой победе ребята могли претендовать на общероссийскую известность. Организаторы фестиваля пригласили их на съемки отчетного видео для Муз-ТВ в Москву, где "double-d” познакомились еще с одной знаковой фигурой казанской урбан-культуры— Сергеем Громом, восьмикратным чемпионом Урбании по хип-хоп фристайлу, бывшим участником группы «Гром в раю»


В 2010 году в рамках фестиваля ”Old Kazan" граффити появились на стенах Аметьево. Участниками стали команды ”Aeropop” (Казань), ”Art Error” из Екатеринбурга, "Ponch Production" из Нижнего Новгорода и многие другие райтеры из Челнов, Нижнекамска и Казани. Эти имена не случайны — искусство граффити не было изолированным, в начале 2000х центрами этой культуры были Екатеринбург, Казань и Нижний Новгород, и райтеры постоянно взаимодействовали друг с другом, встречаясь на фестивалях и акциях.

Нижний Новгород был законодателем мод в уличной культуре, ключевым городом граффити. Самым ярким представителем был Александр Stan - "сторожил" российской граффити-культуры, редактор граффити-издания и одноименного блога "Urban Roots", влиятельный эксперт по урбан-культуре.


В 2011 году стараниями ImCompany - идейных вдохновителей Made In Kazan - в начале улицы Баумана появились портреты Стива Джобса и Мохаттмы Ганди, сделанные Дмитрием, к тому времени ставшего дизайнером компании. Концепт заключался в изображении талантливых и успешных людей, который отражают дух проекта. После смерти Стива Джобса граффити с его портретом стало своеобразным казанским мемориалом: его поклонники приносили цветы и свечи в память о кумире.


В 2011, на примере опыта зарубежных фестивалей граффити, у Дмитрия возникает идея подобного события в Казани. Поскольку за границей граффити-фесты стали неотъемлемой частью существования урбан-культуры, их уровень был высоким. Но это не стало препятствием или поводом расслабляться — «Like It. Art» позиционировался как масштабный проект с высоко поставленной планкой, призванный привлечь как можно больше мировых художников.


На мероприятие мирового уровня были приглашены самые известные зарубежные и российские райтеры. Велись переговоры и со знаменитым и одиозным Бэнкси.
Те, кто приехал, были полностью захвачены идеей проекта и трудились, не покладая рук. Дополнительным бонусом райтерам стало гостеприимство организаторов и глав районов Казани, которые взяли на себя их питание и транспортировку.


С каждым райтером на фестивале работал волонтер, который помогал в транспортировке, при создании граффити, выполнял важные поручения. Иногда волонтерам приходилось часами терпеливо переносить и дождь, и жару, пока фасад дома покрывался рисунком. Но чего не вытерпишь ради искусства, все шли на это абсолютно осознанно.


Для многих художников на фестивале в буквальном смысле открылись новые высоты, ведь до этого большинство из них не работали в таких масштабах и размерах. Кроме расписывания стен, в программе был организован пленэр, где участники могли писать картины на холстах. Здесь фантазия райтеров проявила себя в полной мере: она ограничивалась только нормами морали. Получились странные, оригинальные, интересные и эпатажные картины.


Не обошлось и без атмосферы таинственности — так как законы некоторых стран карают за создание граффити, кому-то из участников пришлось выступать под псевдонимом, не разглашать имя и прятать лицо от камер.


Благодаря отзывам участников «Like It. Art» был признан лучшим событием 2012 года  и крупнейшим мюрал-фестивалем в Европе. Кроме того, по результатам премии журнала "Urban Roots" Like It. Art стал победителем в трех номинациях: "Самое громкое событие года", "Лучший фасад" и "Открытие года".
 

Like It Art в цифрах:
  • 14 000 баллончиков краски было потрачено — двухмесячный запас для России
  • высота «башни» из использованных баллончиков составила бы 2 450 метров
  • 3 дня и 2 ночи волонтеры и специалисты по логистике разгружали вагоны с краской
  • 5 дней проводился фестиваль
  • 42 райтера из 9 стран приняли в нем участие
  • 7000 упоминаний в СМИ

После фестиваля возрастает интерес к творчеству райтеров, их число растет, проводятся масштабные проекты, рассылаются приглашения на фестивали. Казань становится местом организации и продвижения граффити-культуры. Город заявляет себя как крупнейшую граффити-точку, поэтому в Казани открывается первый граффити-магазин.

После Like It. Art Дмитрий вместе с командой казанских райтеров оформляет 47 мусорных контейнеров в рамках пилотного проекта Мэрии по сортировке отходов. По его словам, это позволит облегчить работу сортировочных служб и сделать город экологичнее.

По заказу руководства города оформляется и отреставрированная Старотатарская слобода. LIL-DEE и художник Вася LST за неделю оформляют 2 стены общей площадью 360 кв.м. Как своеобразные экскурсии по прошлому, рисунки рассказывают об истории слободы.

— В этом районе Казани концентрировалась городская богема, - рассказывает Дмитрий. - Здесь жили и творили писатели, поэты, художники, интеллектуальная элита. Поэтому и граффити создается стилизованное и символичное, соединяет в себе традиции и новаторство. Надписи и орнамент проникнуты особым смыслом, а дым, выходящий из казана, принимает очертания слободы.
 


Один из последних по времени, но не по значимости проектов ImCompany - YummyProjects,  эстетизация пространства казанских школьных столовых. Эти места приема пищи, зачастую вызывающие сомнительные ассоциации, приобретают дизайн современных ресторанов с европейской или американской тематикой. За рисунки на школьных стенах теперь не вызовут родителей — на мастер-классах по граффити школьники сами могут разукрасить свое место учебы.


 
- Современное положение граффити-индустрии довольно туманное, - признает Дмитрий. - Коммерциализация всех сфер искусства ведет к тому, что новое поколение жаждет получения прибыли при любом раскладе. Фестивали проводятся ради выгоды, нет атмосферы уюта и непринужденного общения равных. Всё больше граффити-проектов носят временный характер и направлены на привлечение внимания, служат рекламным и маркетинговым целям.
 
Каждое граффити — это высказывание, и "double-d" еще есть что заявить миру. Дмитрий надеется, что появятся новые граффити-команды и заинтересованные лица, с которыми можно будет сотрудничать и реализовывать крупные проекты. Интерес к уличному искусству не слабеет, а пока есть спрос — будет расти и совершенствоваться предложение. И жители города ещё увидят на стенах своих домов странные рисунки.

 


Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Гость 27 марта, 2014
    двуличный тип

Читайте также

По теме