«Булат-Батыр»: отцы и дети эпохи Пугачева

Сегодня в «Углу» покажут первый татарский художественный фильм «Булат-Батыр». Участники проекта, Центральный государственный архив аудиовизуальных документов РТ и Фонд поддержки современного искусства «Живой город», поясняют, почему это важно, а мы вспоминаем 1920-е.


Кинотеатр «Электра»

Впервые «Булат-Батыра» показали 22 февраля 1928 года в кинотеатре «Электра». Анонсировался он как «грандиозный исторический боевик из жизни поволжских повстанческих татарских отрядов (качкыннар). По сути, это приключенческая драма о Казани пугачевского восстания 1770 года. Его герой - предводитель постанцев Булат-Батыр. Его сына Асфана в детстве с Сабантуя увозят монахи с солдатами, он попадает на воспитание к князю Потёмкину, становится прапорщиком и взрослым прибывает на место восстания с карательным отрядом... В кинотеатре «Чаткы» его показывали в течение года.

Картина снята совместно - «Совкино» - «Таткино», которое, к тому времени, несмотря на нехватку средств и специалистов, активно начало деятельность, открывая новые залы, устраивая выезды в деревни.

Сценарий был выбран в ходе конкурса «Таткино» с темой «из жизни и быта татар со времен феодализма, завоевания и до настоящего времени». Его автор - из Агрыза, по имени Абдрахман Шакиров. Из литературного текста кинодраматург Натан Зархи написал сценарий, а снимал фильм режиссер Юрий Тарич с оператором Григорием Гибером.

Настоящая фамилия Тарича - Алексеев. Он уроженец Полоцка (Беларусь), до прихода в кино работал в московских театрах, включая Театр Революции и театр Всеволода Мейерхольда, а в 1923 начал трудиться на Госкино, в частности, играл Ленина. Во время Великой отечественной войны возглавлял киностудию «Монголкино», где, к примеру, снял фильм военный исторический фильм «Степные витязи». Что касается актеров, то в фильме можно увидеть Аду Войцик, которая в 1926-м отметилась ролью Марютки в «Сорок первом» Якова Протазанова, а позже стала женой Ивана Пырьева, основателя и первого председателя Союза кинематографистов СССР, который на «Булат-Батыре» работал помощником режиссера. На площадке в числе других трудился, к примеру, и Каюм Поздняков, будущий первый профессиональный татарский кинорежиссер.

Кинематографисты снимали, в частности, в Кремле, на берегу Казанки, где проходили съемки боев. В фильме можно увидеть некоторые узнаваемые ландшафты. Город оправляется после Гражданской войны, в него активно тянутся люди из сел. Как гласит справочник 1925 года, в Казани тогда жило около 166 тысяч человек (включая 120 тысяч русских и 39 тысяч татар). Работали три линии трамвая и три автобусные линии. В эпоху НЭПа здесь работали около 7000 «хозяев», а вот служителей культа насчитывалось 332. 17 гостиниц предлагали пристанище гостям и целых 25 пивных Татпищтреста были открыты для любителей алкоголя. В 1926 году из-за весеннего разлива озера Кабан и Булака затопило центр, аж до Баумана и нынешнего Кольца, Ново-Татарская слобода была отрезана от Казани, а жителям приходилось переезжать в школы, клубы и частные квартиры. Благовещенский собор был уже передан в распоряжение Госархива Татарстана, разобрана его колокольня. При этом на территории Казанского кремля в то время велись археологические раскопки

Любопытно, что в конце 70-х несколько мамадышских жителей, которые снимались в его массовке малышней, написали директору Таткинопроката письмо с просьбой показать картину - тогда пять копий было заказано в Госфильмофонде и ленту крутили по всей республике.

Творческая лаборатория «Угол», ул. Парижской Коммуны, 25/39

Начало показа – 18:00

Вход свободный

  • Актеры

Инна Яркова, соучредитель фонда "Живой город»

В 2016 планируется запустить несколько разных направлений, одно из которых - «Актуальные хроники «Угла». Мы считаем очень важным и актуальным устраивать акты коллективного осмысления истории нашей республики через просмотры фильмов, кинохроник, через обсуждении и лекции. Не скажу ничего нового, на самом деле, приглашаем заниматься поиском идентичности через историю, и, безусловно, хотелось бы, чтобы это нашло отклик у студентов, у молодежи. Когда я первый раз попала в архив, благодаря Ираде Хафизяновне, испытала детский неприкрытый восторг - это совсем другой мир, не взаимодействовать с которым было бы очень обидно, поэтому мы очень надеемся на долгое продуктивное и позитивное сотрудничество».

Ирада Аюпова, начальник Главного архивного управления при Кабинете министров РТ

Это наш первый проект с «Углом». В целом, в фондах есть порядка 60 000 документов, многие из которых имеют историческое значение, они могут быть интересны широкой аудитории. Скажем, на недавней коллегии управления мы сделали выставку газет столетней давности. Это интереснейшие материалы, рассказывающие, о чем писали в то время. Есть документы по татарской истории, о репрессированных.
Одного рецепта, что можно из этого показать, а что нельзя, нет. У нас стартовал проект - портал, на котором можно будет купить оцифрованные кинохроники 30-40-х годов. В метро в «ПоПутиТВ» мы ведем проект с архивными фото. Есть материалы по Жиганову, Яруллину, Сайдашеву, Джалилю. У нас есть последнее фото Тукая - и необходимо, думаю, делать выставку одного экспоната к его 130-летию.

При этом есть и истории простых людей. Когда я начала с знакомиться с новой работой, мне показали письма мальчика, чья мать была репрессирована. Он ее безумно любил, хотя и не видел, писал, что приедет в Казань, поступит в вечернюю комсомольскую школу, потом в институт, что он ее не подведет. И он реально так сделал, позже отправил на фронт, где погиб, так мать и не увидев. А она потом привезла письма его в архив. Есть и такие истории, которые безусловно, также интересны.

Что касается видео, то наши ребята оцифровали около 7000 коробок, это изображение великолепного качества, в частности, это киножурналы, в которых говорится не только о ТАССР, но и Удмуртии, Чувашии».

Радиф Кашапов


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме