18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

«Я бы учился в той татарской школе, если бы она работала, я уверен. Но она закрылась»

Прямо сейчас в Казани идет работа над социальным роликом о татарских школах, в котором задействовано около двухсот человек из разных уголков России. Все участники когда-то учились в школах, которые вскоре либо закрылись, либо перешли на русскую форму обучения.

Видео выйдет в сеть в канун дня рождения Тукая, 26 апреля. В ролике звучит песня «Туган тел». Композиционно видео примечательно тем, что по мере приближения к финалу количество людей на экране и голосов увеличивается до большого хора.

К проекту также присоединились композитор Эльмир Низамов, певец Ильгиз Шайхразиев, главный редактор «КЗН.Собака.ru» Радиф Кашапов, журналист Лейсан Фаизова и другие.

Туфан Имамутдинов, режиссер:

«Идея пришла именно благодаря дате 26 апреля. С татарским языком связана актуальная проблема - часто закрываются школы за пределами Татарстана, или переводятся на русскую форму обучения. Все предметы, кроме татарского языка и татарской литературы, преподаются на русском. Меня волнует эта тема, потому что я сам учился в татарской школе. Там все велось на татарском языке, помню, инфузория-туфелька переводится как «инфузория-башмакчык». Теперь кроме языка татарского и литературы – все на русском. Для меня это, если честно, болезнь.
Важна документальность ролика, участники будут стоять и держать табличку с именем, городом и выпуском года и номером школы».

Эльмир Низамов, композитор:

«Это ролик в поддержку татарского языка. Чтобы школы не закрывались, а наоборот, открывались. Татарские школы должны быть в тренде. Я учился в единственной ульяновской татарской школе, которая была организована в 90-е годы. В 1993 году она открылась в мечети. Это было медресе, то есть там преподавали еще арабский язык помимо основных предметов. И она просуществовала пять лет.

Азы татарского образования во мне есть, и я рад этому, но я всегда испытывал нехватку того, что не учился в татарской школе, что не знаком, допустим, в той степени с татарской литературой, как люди, которые закончили татарские школы. Я всегда чувствовал нехватку знаний, нехватку владения татарским литературным языком в той степени, в которой я мог бы владеть. Я бы учился в той татарской школе, если бы она работала, я уверен. Но она закрылась. Так что я закончил русскую школу. Мне кажется, люди должны иметь возможность учиться там, где они хотят учиться».

Туфан Имамутдинов:

«На данный момент за пределами Татарстана в основном закрыты все школы. В Астрахани закрылись все татарские школы, в Оренбургской области мало осталось, только в маленьких татарских деревнях. Статистику мы будем в клипе указывать, это страшные цифры».

Эльмир Низамов:

«Но мне кажется, если говорить про мою среду, наоборот ощущается подъем, сейчас стало модно говорить на татарском языке, но другой вопрос – имеет ли это массовый характер? Я бы сказал, что много кто из молодежной среды говорит на татарском, мне так кажется. Просто, может быть, я в такой среде?».

Текст: Гульгена Гимадова

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: