18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Резиденция плакатного дизайна: что придумали для музея Насыри, Свияжска и оперы «Алтынчеч»

В середине июля в рамках фестиваля «Искра» прошла резиденция плакатного дизайна. Дизайнеры из нескольких городов нарисовали плакаты для музеев, галерей, событий. Нам понравились эти работы.

Перед этим они изучали краеведческую Казань, слушали лекции о локальной визуальной культуре и посещали мастер-классы приглашенных дизайнеров из Польши и Швейцарии. Темы для плакатов художники выбирали сами.

Илья Овсянников (Казань) Тема Мусы Джалиля не новая у нас, но она все время крутится вокруг — Великая отечественная Война, плен, Моабитская тетрадь

Илья Овсянников (Казань)

Тема Мусы Джалиля не новая у нас, но она все время крутится вокруг — Великая отечественная Война, плен, Моабитская тетрадь, поэт-антифашист, герой Советского Союза. Тем же временем Джалиль — автор либретто номинально первой профессиональной татарской оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч». Я решил сделать постер к этому либретто или, можно сказать, поэме. Почему? Например, потому что тут уже есть ответ на вопрос, задаваемый порой даже казанцами: «Почему, вдруг, наш театр оперы и балета носит имя Джалиля, а не Нуриева, например?». Еще это произведение на основе фольклора татарского народа, таких сказок и легенд, как сказок «Алтынчеч», «Золотое перо» и эпоса «Джик-Мерген». Оно так же и патриотическое, как и все связанное с Джалием, рассказывающее о борьбе болгар против угнетения и насилия. Одна из первых попыток раскрыть историческое прошлое татарского народа в литературно-художественном произведении. В основе постера - финальный кадр из телеверсии оперы, снятой Казанской телестудией в 1972 году. Вернее даже не оперы, а теле-либретто, потому что это такой, минут на 17, музыкально-художественный спектакль внутри документального фильма о Назибе Жиганове (не знаю, может и полная версия где-то есть). В кадре - момент, когда Джик-Мерген победил монгольского великана-богатыря Кулупая и хана с его войском, он подходит к освобожденной Алтынчеч и отдает ей свой меч, девушка поднимает его на вытянутых руках вверх над стенами города. Звучит гимн освободителям — Джик-Мергену и Алтынчеч.

Татьяна Печенкина (Москва) Решение о том, что я буду делать плакат про Арбузовых, появилось практически сразу после посещения музея. Перед началом

Татьяна Печенкина (Москва)

Решение о том, что я буду делать плакат про Арбузовых, появилось практически сразу после посещения музея. Перед началом экскурсии нам сразу сказали, что этот дом примечателен не только тем, что здесь жили выдающиеся химики и академики Арбузовы, но, главным образом, тем, что в этом доме сохранена вся обстановка, что была при их жизни, в том числе, и предметы быта. Кстати, было несколько удивительных и забавных вещичек, вроде масленки-омара или самодельной сигнализации. Еще присутствовало ощущение бесконечности, будто ты ходишь из комнаты в комнату по кругу. Вот каким-то таким образом, я и пришла к визуальному образу своего плаката. Мне не очень-то хотелось, чтобы его месседжем была информация о том, что Арбузовы - очень крутые химики и так далее, хотелось, чтобы плакат приглашал посетить этот дом. Отсюда и появилось это трехмерное изображение комнаты с ковриком, чтобы зритель мог сразу как бы очутиться в этом доме и ему захотелось шагнуть дальше, пройти в следующую комнату, параллельно узнавая, кто же такие эти Арбузовы. Ну а с цветами постера было все просто. Красный и зеленый - цвета арбуза.

Ксения Ермакова (Москва) Музей привлек как самой историей Каюма Насыри, его делом жизни, так и очень замечательной и интересной подачей этой

Ксения Ермакова (Москва)

Музей привлек как самой историей Каюма Насыри, его делом жизни, так и очень замечательной и интересной подачей этой информации слушателям экскурсовода. Меня очень вдохновили его идеи, и желание, грубо говоря, убрать, минимизировать границы, размыть (как я это для себя понимаю). Идея плаката — в новой письменности - объединенной татарской кириллический и татарской арабской. Конечно, она не претендует на точность или на место нынешней письменности, но таким образом мне захотелось «продолжить» его идеи. Уже в своем понимании, но вдохновляясь Каюмом Насыри.

Александр Богатов (Ижевск) Идея для постера о Шаляпине пришла во время посещения музея. Шаляпин — крутой парень, и музей показывает его как

Александр Богатов (Ижевск)

Идея для постера о Шаляпине пришла во время посещения музея. Шаляпин — крутой парень, и музей показывает его как интеллектуала, талантливого, трудолюбивого певца, драматического актёра. Однако в музее напрочь отсутствуют эмоции актера и характер балагура. Тогда было решено интерпретировать личность Шаляпина в сюрреалистичном стиле с применением коллажа. добавим соли с помощью цитаты из автобиографии, и плакат готов. Забавно, что когда сделал плаката, выяснилось, что музея не существует. Существует выставка в рамках музея Горького. Ну, ничего, переправил.

Александр Богатов (Ижевск) Мы должны были выбрать из 20 мероприятий только одно, чтобы успеть сделать вовремя. Поэтому я быстро пробежался по списку

Александр Богатов (Ижевск)

 

Мы должны были выбрать из 20 мероприятий только одно, чтобы успеть сделать вовремя. Поэтому я быстро пробежался по списку, выбрал волнующие темы, отфильтровал еще раз. В итоге, моя любовь к чтению и поэзии сделала выбор в сторону Цветаевских чтений. Мне нравится подчеркивать в своих работах скрытые и очевидные вещи. Так произошло и с этим фестивалем. Фамилия поэтессы подсказала нужное направление. Простая цепочка ассоциаций: Цветаева, цветы, цвета, нежность, женственность, цветы лезут из ее стихов. Плакат получился в виде книги, которая посвящена всем Цветаевским фестивалям. Номера страницы- номера фестивалей. Одна из участниц выбрала эту же тему, но у нее получилось придать плакату более мужской, мрачный характер. Такие разные взгляды вышли у нас на одно и тоже событие.

Ольга Ковалева (Москва) Это мероприятие меня заинтересовало, потому что во время резиденции плакатного дизайна мы видели за три дня большое количество

Ольга Ковалева (Москва)

Это мероприятие меня заинтересовало, потому что во время резиденции плакатного дизайна мы видели за три дня большое количество разных экскурсоводов: по характеру, по манере повествования и по отношению к музею, в котором они работают. и мне стала интересна эта тема. Я узнала о проекте резиденции режиссеров-документалистов и решила сделать для них плакат. Хорошо, значит, честная история. Я мучалась с плакатом неделю, пошла выпить с друзьями, долго их расспрашивала какие у них ассоциации с экскурсоводом. Начали шутить про Ленина, вот и получилось.

А вот поэтическая версия событий: долго ломала голову, как объединить видео съемку и профессию экскурсовода. Захотелось передать перспективу видео кадра и шаблонного образа экскурсовода. Поэтому решила для себя, что обязательно должен фигурировать зонтик, как легкосчитываемый символ экскурсовода. Типографика выбиралась, которая бы объединяла советский стиль и стиль туристических открыток.

 

 

 

Валерия Цинк (Набережные Челны) Я выбрала тему «Свияжская уха», так как ранее принимала участие в одноимённой выставке с работами в технике

Валерия Цинк (Набережные Челны)

Я выбрала тему «Свияжская уха», так как ранее принимала участие в одноимённой выставке с работами в технике линогравюры. Захотелось продолжить работу с этой темой в другой технике, переосмыслить ее. Иностранные лекторы, приезжавшие на резиденцию, показывали много плакатов, где использовался леттеринг. Вдохновившись их работами, я решила тоже попробовать создать что-то рукописное. Так появился плакат гастрономического фестиваля в Свияжске.

Посмотреть на эти и другие плакаты можно в Лядском саду - выставка пройдет в рамках «Дней уличных искусств» 13-14 августа.

Комментарии (0)

Купить журнал: