«Кинотеатр повторного фильма» в «Смене»

Один из спецпроектов шестой Московской биеннале современного искусства «Кинотеатр повторного фильма» переместился из Круговой панорамы ВДНХ в здание казанского ЦСК «Смена».

Нескольких московских художников потянуло назад, в СССР, чтобы исследовать одну из знаковых сторон жизни поколений советских людей - архивное кино, зримое воплощение коллективной памяти. Выдающийся теоретик кино ХХ века Рудольф Арнхейм назвал его «коллективным бессознательным нации». Но Наталья Вицина, Дмитрий Гутов, Таисия Короткова, Александра Паперно, Светлана Шуваева и Евгений Юфит подошли к предмету вполне сознательно. Их «Кинотеатр повторного фильма» - не обозначение заведения кинопроката, где можно было посмотреть ретроспективные ленты. Это переосмысление эмоций от архивного кино и их собственное ощущение от «самого важнейшего из искусств». Хотя у всех поводом для виртуального путешествия во времени стали фрагменты, детали и образы из старых советских фильмов, каждый участник проекта нашел в богатейшем киноархиве собственную точку опоры, чтобы перевернуть мир прошлого.

Например, Александра Паперно (уже знакомая казанским зрителям по недавней персональной выставке в той же «Смене»)  решила погрузиться в скромное обаяние советского быта, но «великолепие» интерьеров тех лет показать не статично, а со смещением ракурса зрения. Этот хичкоковский прием взяли в свое время  на вооружение советские режиссеры-экспериментаторы Евгений Легат и Игорь Бессарабов в фильмах «Сказание о Руси» и «Здравствуй, столица!», а теперь использовала и Паперно.

Наталья Вицина всматривается в поток времени и видит сразу два произведения, созданные в один год: фильм Григория Александрова «Цирк» и скульптуру Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». Эталоны соцреализма и идеальных советских людей, потом растиражированные на обложке грампластинки с песней из фильма, не ускользнули от внимательного взгляда художницы. К освоению советским человеком космического пространства обратилась Таисия Короткова - ее инсталляция соединяет гипсовую скульптуру Константина Циолковского и кадры из научно-фантастического фильма Василия Журавлева «Космический рейс». А Светлана Шуваева дерзко собрала не вошедшие (что вполне естественно) в кругопанорамной фильм «Лето в Чехословакии» кадры улиц с «народными» надписями на заборах и преобразовала эти элементы в арт-дизайн. Словом, игры с кодами и знаками прошлого вполне современны и в то же время имеют прочные корни.

ЦСК «Смена», с 11 декабря 2015 по 4 февраля 2016


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:
  • Дата события:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также