«Искусство логистики»: как собрать выставку без посторонней помощи

В «Смене» до 10 мая работает выставка молодых российских художников «Искусство логистики», по сути, первая в Центре экспозиция, сосредоточенная на инсталляциях и видео. Сергей Куликов, московский казанец, рассказывает, как он ее организовал и для чего.


Кадр из видео Альберта Солдатова

В выставке участвуют, помимо Куликова, москвичи Ольга Карякина и Альберт Солдатов, житель Калуги Александр Бирюлин и студия «ГД» (Пермь). К примеру, работа Солдатова - это 10 видео-сцен, «формально воспроизводящих персонажей живописи художника Бальтуса. Персонажи, застывшие в атмосфере бездеятельности, актуализируют зависшее как бы в трансе сознание современного человека, посетителя соцсетей, имиджбордов, форумов, где информация представлена в фрагментированном виде. Эти фрагменты — краткие эмоции, оценки, мнения, приколы. Интернет-пространство здесь — как поле бессодержательной фрагментированной информации. Персонажи видео с наложенным закадровым текстом цитат из интернета выражают инфантильное сознание пользователя сети».

Жители Перми представили инсталляцию «Улей», по сути, состоящую из номера телефона на стене - позвонишь, и он начинает вибрировать, воспроизводя звук улья. Авторский комментарий гласит: «Амбивалентность рутинного опыта чревата непредсказуемыми опасностями. Банальный звонок может обернуться атакой осиного роя. Возможно, рутина — это новый героизм (в то время как каждый шаг провоцирует на порывы)?».

Вся выставка умещается в один чемодан.

Сергей Куликов (крайний слева) на открытии

Современным искусством я увлекся в 2007-2008 годах. Долгое время единственным человеком, с кем я мог общаться на эти темы очно, была Гузель Файзрахманова. Я активно участвовал в жизни созданного ей «Клуба 20/21» при казанском Эрмитаже, она доверила мне (а также еще одному парню, Леше Лазареву) раз в месяц выступать с небольшой лекцией на задаваемые ей темы. Выезжая в Москву, я ходил на выставки, серфил в интернете в свободное время, брал у Гузель книги, журналы. В 2010-м дебютировал как художник на выставке «Ночь музеев в Казанском Кремле», прошедшей под патронажем того же клуба. В 2011-м участвовал в фестивале «Белые ночи в Перми» с инсталляцией «Край».

Осенью 2013-го переехал в Москву и поступил в Школу современного искусства «Свободные мастерские», которая существует уже лет пятнадцать при Московском Музее Современного искусства (ММСИ) на Петровке, 25. Это одна из немногих (их штуки четыре в Москве и пара в Питере) в России институций, которая дает хоть какое-то структурированное образование в сфере совриска. Вечерние занятия по два часа в день, в субботу четыре часа, обучение длится с октября по май. Оттуда не выходишь художником, все зависит от тебя. Занятия в основном - теория. Но курсы ведут крутейшие люди (Антонио Джеуза, Андрей Великанов, Кирилл Преображенский и многие другие), есть возможность в живой речи понять то, в чем давно пытался разобраться сам, некоторые преподы предлагают группе в процессе своего курса сделать что-то на практике, из чего могут родиться вполне состоятельные выставочные проекты (к примеру, выставка FAKE в галерее Random). Но, наверное, главное, что дает школа - это погружение в среду, общение с такими же, как ты, интересующимися этим молодыми (и не очень) людьми.

Ты начинаешь знать где какие события/выставки, встречаешь там своих «однокласcников», находишь новых друзей, обмениваешься мнениями, рождаются идеи проектов. Где-то к середине обучения у меня начали закрадываться мысли, что художников и без меня хватает (по крайней мере? в Москве), а вот организаторов/координаторов/кураторов/менеджеров всех этих процессов явно мало.

«Смена» открылась уже после моего отъезда. Я давно знаком со всеми? кто ее сейчас ведет, я справлялся у них в соцсетях, как идут дела, дистанционно следил и радовался, что такое появилось в Казани. В феврале 2014-го в московском  Powerhouse прошла вечеринка с участием проекта PTU. Это собрало многих проживающих в Москве казанцев, видимо, многие приехали ради такого в Москву. Было круто - человек 30 из Казани, впечатление, будто очутился в какой-то «Маякофте». Все радовались, обменивались новостями. Там мы с Робертом увиделись впервые после того, как я переехал. Говорили про разное, разумеется, много про «Смену». После моих рассказов о Школе он, по сути, и предложил между делом - может, я сумею собрать выставку, которую мы покажем в «Смене». Я сразу согласился. У нас во внутренней группе Школы и на гугл-диске есть портфолио всех участников, их предложения, фото готовых работ. Казалось, все просто - надо собрать подборку хороших, готовых работ, которые будет легко перевезти, личное знакомство обеспечит мне лояльность потенциальных участников.

Я начал подбирать работы. Заинтересовал идеей моего друга, тоже казанца, проживающего в Москве, дизайнера Андрея Новикова. Он не большой знаток совриска, но человек умный и визуал. Мы обсуждали работы, думали над концепцией, он верстал презентацию. Первые проблемы почувствовались в коммуникации с Казанью - я ни разу не был в «Смене», не знал, как у них налажен весь рабочий процесс, они с легким недоверием относились к тому что я им отправляю (эскизы, фото, тексты). Роберт с самого начала сказал, что денег у «Смены» особо нет, но казалось, что на транспорт работ-то у них будет. Проект как-то неожиданно разросся (25 участников, около 40 работ), пришло лето. «Смена» отметила, что летом такое масштабное дело мутить не имеет смысла - публики будет мало. В сентябре 2014-го я, наконец, приехал в Казань. Увидел место, поговорил с сотрудниками. В октябре пошел на курсы арт-менеджмента при РГГУ (два месяца, ведущий - Елена Куприна-Ляхович), в процессе чего стало окончательно ясно, что не разумно пытаться осуществить такой огромный проект сейчас, в отсутствии бюджета и опыта.

Студия «ГД», инсталляция «Улей»

Я начал с нуля. Название выставки, «Искусство логистики» - это, в первую очередь, рефлексия на факт того, что привезти в Казань хорошую выставку, включающую в себя пространственные вещи, не дешево и не просто. За прошедший год я накопил знакомств, насмотрелся выставок, так что работы подбирал уже не из тех, что мог увидеть в портфолио своих соучеников по школе. Мне лично нравятся пространственные вещи, когда трудно определить границу работы, когда она в том же пространстве что и ты, ты как бы внутри нее. Объемные вещи больше поражают и оправдывают одну из целей выставки - сделать то, что кажется невозможным - с минимальным бюджетом привезти в Казань большую выставку. Подбирал исходя из собственных вкусовых предпочтений, простоты транспортировки и эффектного репрезентативного вида после разворачивания выставки на месте. Большинство художников легко идут на контакт, и готовы рассматривать предложения к участию в любых проектах, но все желают видеть концепцию, и общий состав выставки, бывает, задают дополнительные вопросы - почему именно им предлагают участие, почему именно эти работы и прочее. Из участников «Искусства логистики» до выставки я был знаком только с Ильей Федотовым-Федоровым (мы с ним учились в Школе) и с Сашей Бирюлиным. С двумя (Игорь и Саша) из трех представителей студии «ГД» я увиделся лично только в Казани на монтаже, с Ольгой Карякиной и Альбертом Солдатовым мне еще предстоит познакомится очно. Все прекрасные люди, мы были с ними на контакте через интернет, до последних часов перед открытием, корректировали монтаж работ.

Внутренняя (для меня) цель - показать в Казани такую выставку, которой мне самому не хватало, пока я там жил. Хочется наладить горизонтальные связи, чтобы художники знали, что в Казани есть достойная площадка, с отличной командой и публикой которой это интересно. И свою очередь - чтобы казанцы, интересующиеся совриском, увидели работы вживую, а лучше - и самих художников. Быть может, такой прямой контакт вдохновит кого-то перейти от теории к практике».

Радиф Кашапов


  • Автор: Radif
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме