18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Илья и Анна Лагутенко: «Благодаря вашей съемке случилась наша любовь с первого взгляда»

Ровно десять лет назад на съемке для журнала «Cобака.Ru» музыкант Илья Лагутенко познакомился с моделью (и спортсменкой) Анной Жуковой. Теперь пара воспитывает двух дочерей, Виви и Летицию. Мы отправились к супругам в Лос-Анджелес, чтобы узнать, что произошло с ними за это время, и каким будет новый альбом группы «Мумий Тролль» — «Пиратские копии».
Читать предисловие к интервью

Анна Жукова, Илья Лагутенко. На Илье: тельняшка Aliona Kononova, шляпа MT hats, часы J12 Chanel Horlogerie из высокотехнологичной керамики и стали. На Анне: комбинезон из твида
Илья Лагутенко, Анна Жукова, На Илье: тельняшка Aliona Kononova, шляпа MT hats, часы J12 Chanel Horlogerie из высокотехнологичной керамики и стали. На Анне: комбинезон из твида Chanel Cruise 2015, браслет Bouton de Camelia, Chanel Fine Jewelry, шляпа Rodarte
Илья Лагутенко, Анна Жукова
Илья Лагутенко, Анна Жукова
Илья Лагутенко, Анна Жукова
Илья Лагутенко, Анна Жукова
Илья Лагутенко, Анна Жукова
Илья Лагутенко, Анна Жукова
Илья Лагутенко
Илья Лагутенко

В январе у группы «Мумий Тролль» выходит альбом «Пиратские копии». Для вас это значительное событие?

Сейчас релиз альбома перестал быть событием: группы живут от песни к песне, и чем больше контента, тем лучше. Но я убежден, что для музыканта очень важно задокументировать свои произведения, поэтому я храню даже пленки с первыми песнями. Эти записи — дневник моего существования. Так я рассказываю, что со мной происходило или могло бы происходить. Ведь я не писатель, не пользуюсь соцсетями, не люблю обсуждать повседневный быт ни с кем, в том числе с родственниками. Музыка — мой способ коммуникации с миром.

Вы четко уловили тенденцию синтеза всех видов искусств. Теперь важно не просто написать песню, но и сопроводить ее визуальным рядом, не просто создать картину, но и поместить ее в контекст. Вы устроили вполне художественную акцию, отправившись на паруснике «Седов» в кругосветное путешествие и проводя концерты в местах швартовки. Какой концепт вы подготовили для «Пиратских копий»?

Задумка альбома как раз и есть в том, что искусство — это синтез. А концепция выпуска проста: сначала «Пиратские копии» будут изданы в КНР в партнерстве с одним из местных гигантов музыкального бизнеса. И это осознанный шаг, художественная акция по созданию оригинального контента, который является продуктом одной страны, а издается в другой. Как, например, калифорнийский дизайн, который производят в Китае. Хорошие продажи играют большую роль. Любое искусство нуждается в монетизации для того, чтобы развиваться. Я вырос на концептуальных альбомах рок-групп 1970-x: Genesis, Pink Floyd, Queen. А коллектив Kiss, один из самых концептуальных в мире, — пример того, как на специфическом видении реальности, на имидже, игре, когда ты «человек со звезды» или «человек-дракон», можно построить бизнес-империю. Сейчас принято пенять на технологии, предоставившие возможность бесплатного скачивания. Но дело не в торрент-сервисах, а в отношении к потреблению музыки. Какой-нибудь шашлычок на трассе Питер — Москва стоит рублей пятьсот, и последствия его употребления тревожны, а песня за девяносто девять рублей, быть может, останется в твоем сердце навсегда. Когда-то было время поэтов и стихов, а сегодня человеку интереснее жить в мире салатов и джинсов.

Анна Жукова, Илья Лагутенко. На Анне: платье из жаккардового хлопка Chanel Cruise 2015
Анна Жукова, Илья Лагутенко, На Анне: платье из жаккардового хлопка Chanel Cruise 2015

То есть мир стал другим?

Недавно друг подарил мне американский журнал 1977 года. И заголовки в нем примерно такие: «Угрожает ли красная опасность из Азии?», «Может ли Россия устроить ядерную атаку на Америку?». Мир, видимо, всегда один и тот же. Разница — в деталях. Меня уже ничто не удивляет, кроме того, на каких простых вопросах мы буксуем, вместо того чтобы двигаться вперед.

Вы продюсировали Земфиру, группу «Кета», да и вообще следите за тем, что происходит на сцене. Как думаете, почему Россия абсолютно не встраивается в мировой музыкальный контекст? Ведь даже у Исландии есть Бьорк.

Во-первых, не надо забывать, что «зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей!». Во-вторых, а существует ли вообще хоть один глобально значимый современный российский бренд? И главное, есть ли условия для творческого развития преданных своему делу людей? Условия, в которых эти люди могли бы посвящать все свое время совершенствованию мастерства и обмену достижениями с коллегами и широкой аудиторией, что для музыканта принципиально. Жизнь заставляет вместо репетиций работать в кафетериях, передвижения по стране неоправданно дороги, выживание фестивальных площадок напрямую зависит от бара, но при этом существуют жесткие ограничения на рекламные спонсорские пакеты. Мой любимый пример — как решали подобную проблему в Швеции. Там всегда важную роль играло протестантство, осуждавшее тлетворное влияние Запада: какие-то рок-н-роллы, буги-вуги. Как с этим бороться? И в послевоенные годы правительство приняло решение потратить громадные государственные деньги на тотальное музыкальное образование населения и учредить музыкальные школы и оркестры буквально в каждой деревне. В то время безработица только росла, и людям, чем стоять в очереди на бирже труда, приятнее было играть в оркестрах. Так к 1970-м годам выросло поколение с поголовной музыкальной грамотностью, накопилась сумма знаний и продюсерских идей, появились композиторы, сумевшие синтезировать локальную поп-музыку с модными мировыми тенденциями. Одна из тысячи одинаковых групп, под названием ABBA, выстрелила — и проложила дорогу целой плеяде подготовленных музыкальных кадров на мировую арену. Музыка стала важной частью экономики страны. В 1990-е были Ace of Base и прочий евродэнс, даже для выступления Алсу на конкурсе «Евровидение» музыку написали шведы. И до сих пор в топ-100 журнала Billboard две трети авторов — шведы. Откровение, как видите, пришло через поколения. Это работает именно так, и не нужно плакать, почему мир не слушает русские песни. Должна быть креативная индустрия, а ее строительством у нас никто не занимается, все силы брошены на «потоки». Некогда, в общем.

Илья Лагутенко, Анна Жукова. На Анне: комбинезон из кружева и колье из металла, стеклянного жемчуга и смолы Chanel Cruise 2015
Анна Жукова, Илья Лагутенко, На Анне: комбинезон из кружева и колье из металла, стеклянного жемчуга и смолы Chanel Cruise 2015

Почему же вы не выступите с инициативой на государственном уровне?

С идеей паназиатского музыкального фестиваля во Владивостоке как платформы для общения между Востоком и Западом со всеми вытекающими положительными последствиями для Тихоокеанского региона в целом я ходил в самые высочайшие кабинеты. Мне сказали: «Сначала саммит АТЭС во Владивостоке проведем, а дальше посмотрим. Мы все прекрасно понимаем, это хорошее дело, но не самая первая проблема, которую надо решать». И я понимаю, что при моей жизни эта проблема решена не будет. Поэтому два года назад я нашел в себе силы с группой друзей заявить собственный фестиваль Vladivostok Rocks отправной точкой постановки города на международную карту шоу-бизнеса. Эта заявка — результат моей вечной тяги открывать новые имена, сводить напрямую профессионалов индустрии и начинающих музыкантов, чтобы они получали ответы и советы из первых рук. Нас поддержали местные власти, авиалинии, продвинутые предприниматели, десятки тысяч молодых приморцев, которые взаправду увидели героев не вчерашнего, а завтрашнего дня: таких же, как они, молодых людей из Сибири и с Урала, из Китая и Кореи, Англии и Америки, Африки и Японии. Главное, с чем я сталкиваюсь, — нехватка людей, у которых достаточно рвения развиваться, я молчу про талант. В нашей стране около двух тысяч действующих коллективов. Для сравнения: в одном Берлине их полторы тысячи, и они ежедневно что-то делают и живут этим. И там количество переходит в качество, а у нас все размазано по большому ломтю хлеба. Плюс трудности логистики, дороговизна жизни и так далее — ну откуда взяться индустрии? Но наш фестиваль во Владивостоке существует уже два года, и исполнители стали сами приходить к нам. Я считаю, если что-то и может происходить на Дальнем Востоке, то лишь в результате культурного обмена со странами новой Азии: Китаем, Кореей, Малайзией.

То есть в фокусе вашего интереса Восток?

Моя жизнь сложилась так, что я жил во Владивостоке и чуть лучше понимаю восточных людей, чем среднестатистический западный или российский человек. Может, химия такая в голове, а может, потому, что научился говорить на китайском языке.

Анна Жукова. На Анне: платье из жаккардового хлопка и браслет из металла и стразов Chanel Cruise 2015, серьги Nuit de Diamants, Chanel Fine Jewelry
Анна Жукова, На Анне: платье из жаккардового хлопка и браслет из металла и стразов Chanel Cruise 2015, серьги Nuit de Diamants, Chanel Fine Jewelry

Но мы разговариваем с вами в Лос-Анджелесе.

Все крупнейшие агенты международных гастрольных маршрутов рулят отсюда, штаб-квартиры артистов и продюсеров, в том числе азиатских, находятся здесь. Вы знаете, что самый крупный онлайн-ресурс о постсоветской музыке, Far From Moscow, располагается в университете Лос-Анджелеса? Этот город — центр обмена информацией. Личные контакты решают, состоится ли то или иное культурное событие. Все эти встречи, конференции, саммиты отнимают массу времени, сил и средств. Но по-другому никак. Почти все лето я провел во Владивостоке в подготовке нашего фестиваля, потом три месяца был в Китае и Корее, где мы выступали, устраивали презентации, придумывали механизмы совместной работы. Я хочу реализовать глобальную идею встречи Востока и Запада во Владивостоке не на словах, а на деле. Через современную популярную культуру. Я не вижу других путей.

Вы создали классную группу, у вас есть вкус, вы открываете новые имена, но в вашем голосе такая усталость. Почему?

Мне всегда казалось, что популярность «Мумий Тролля» подвигнет на рождение миллионов новых «Мумий Троллей» и они построят целый мир, где будет место и работа не только музыкантам. Спустя десятилетия вот он я — ветеран рока, одинокий волк, один в поле воин. С одной стороны, это печально, с другой — есть свои плюсы. Если современному поэту-песеннику тяжко, то исполнитель не останется без штанов, потому что живые выступления востребованы во всем мире. Пока ты можешь выходить на сцену, не помрешь с голоду. Даже если встанешь у метро со шляпой, всегда найдутся трое добрых людей, которым понравятся песни и они не дадут тебе погибнуть.

Вы сняли фильм о кругосветном путешествии, в котором записывался позапрошлогодний альбом «SOS матросу». Трейлер выглядит эпично. Как и когда вы планируете показывать картину?

Фильм еще делается, но мы уже подаем заявки на фестивали 2015 года. В нем показаны реальные события — некая история, с которой смогут себя соотнести начинающие музыканты. Она про группу из Владивостока, которая в поисках загадочного «Грэмми» садится на парусник XIX века и плывет вокруг света, пытаясь показать свое творчество в неведомых странах.

После такого путешествия вы стали смотреть на жизнь по-другому?

Да нет, у меня вся жизнь — сплошная кругосветка, я об этом не жалею и всем такого желаю. Когда я оканчивал университет, в трудовой книжке моя профессия значилась как «востоковед-африканист» — как видите, работаю по специальности. А еще я окончил факультет китайского страноведения — учился страны ведать.

Анна Жукова. На Анне: комбинезон из твида Chanel Cruise 2015, браслет Bouton de Camelia, Chanel Fine Jewelry, шляпа Rodarte
Анна Жукова, На Анне: комбинезон из твида Chanel Cruise 2015, браслет Bouton de Camelia, Chanel Fine Jewelry, шляпа Rodarte

Вы перфекционист?

Я хотел бы довести некоторые вещи до того уровня, как я их вижу и понимаю. Вот недавно послушал последний альбом Васи Шумова, всегда был его поклонником. И наконец прозвучала песня, которая меня зацепила. Но она так записана, что я бы все поменял. А у человека другая концепция, и он действует по ней, и сложно об этом рассуждать. Видимо, пришло время индивидуалистов. В эпохальных работах всегда есть труд как великого коллектива, так и великого продюсера, как в случае с Pink Floyd. И выдающихся записей сейчас нет, потому что нет коллектива великих перфекционистов.

Режиссер Годар однажды сказал, что для того, чтобы снять хороший фильм, нужно как можно больше ходить пешком. А что важно для поэта и музыканта?

Я не называю себя ни поэтом, ни музыкантом: в литературном институте или в консерватории я не учился. У меня нет никакого рецепта. Ничего особенного я не делаю, специального режима у меня нет. Есть просто моя жизнь, которая неразрывно связана с рок-н-роллом в той или иной форме двадцать четыре часа триста шестьдесят пять дней в году. И это отражается на мне, на моей семье, на окружающих.

Кстати, о семье. Вы ведь познакомились с Анной на съемках для «Собака.ru».

Да, и это известный факт. Все было так. Мой близкий друг Саша Фадеев, к несчастью преждевременно ушедший из жизни, придумал в Петербурге концептуальный магазин «День и ночь». Он был абсолютным адептом любого дела, за которое брался, и человеком горячо влюбленным в Петербург. Однажды Саша сказал мне: «У меня магазин так тяжело идет, революционная идея продавать бельгийских и японских дизайнеров приживается непросто. Помоги нам с рекламой — снимись для питерского журнала „Собака.ru“, а мы подпишем, где наши вещи можно купить». И когда у меня наметился концерт в Питере, мы решили сделать съемку. Но за день до нее нам сказали, что планы поменялись и в кадре обязательно должна быть модель, хотя мы об этом и не договаривались. Я попросил, чтобы нашли профессионала дела с опытом работы в международном глянце. И Наташа Романова, продюсер съемки, дружившая с Анной, предложила лучшего. (Смеется.) Когда мы встретились, поняли друг друга с полуслова. Получается, что журнал познакомил меня и Анну, хотя я до сих пор считаю, что это была одна из самых ужасных моих фотосессий. Мы и сегодня шутим в семье по этому поводу. Но благодаря той съемке случилась любовь с первого взгляда — с обеих сторон.

Илья Лагутенко, Анна Жукова. На Анне: платье Chanel Cruise 2015, серьги Nuit de Diamants, Chanel Fine Jewelry. На Илье: часы J 12 Chanel Horlogerie из высокотехнологичной керамики
Илья Лагутенко, Анна Жукова, На Анне: платье Chanel Cruise 2015, серьги Nuit de Diamants, Chanel Fine Jewelry. На Илье: часы J 12 Chanel Horlogerie из высокотехнологичной керамики и стали

Прошло ровно десять лет. Теперь у вас две дочери. Что они дают вам?

Это больше, чем радость. И больше всего в жизни я рад, что оказался готов к их рождению. Мне с моими дочерьми очень хорошо, они — мое спасение. Вокруг так много ужасных людей, мыслей, вещей, а с ними все это исчезает. Моя мама говорит, что мои дочки — моя валерьянка.

Вы предпочитаете общаться в узком кругу?

Да. Мы много путешествуем всей семьей, живем в разных городах, это накладывает определенный отпечаток на всех нас. Когда мы вместе, хочется быть только друг с другом, не упуская эти моменты.

Какое качество в человеке для вас важнее всего?

Сейчас вы наверняка понимаете это четко. Первое и основное — эмоциональная польза. Если к этому добавляется практическая — вообще замечательно.

Вы хотели бы сосредоточиться только на продюсировании?

Да, мне это понятно. Но я не вижу себя ни Саймоном Фуллером, ни даже Виктором Дробышем. Мне приятно работать с людьми, которые верят в чистоту эксперимента и в открытие. Плюс с ними должно быть приятно общаться. От этого есть хотя бы эмоциональная польза. У меня приоритетна именно она — в практической пользе, если начать, можно увязнуть в деталях и трудно выбираться обратно. А мне кажется, что нужно идти только той дорогой, которая тебе нравится.


Текст: Ксения Гощицкая
Фото: Michael Muller
Прическа: Angel Kosio
Макияж: Marissa Vossen
Продюсеры: Ксения Гощицкая, Виктория Каштан
Ассистент: Юлия Кириллова
Постпродакшен: Жанна Галай

Материал из номера:
Январь 2015
Люди:
Анна Жукова, Илья Лагутенко

Комментарии (1)

  • Ирина Кузьмина 25 янв., 2015
    Литературный институт с заглавной буквы пишется. Он один

Купить журнал:

Выберите проект: