18+
  • Город
  • Город
Город

Антон Шаталов

Архитектор, урбанист, управляющий партнер «Проектдевелопмент» совместно с московским институтом «Стрелка» разработал концепцию благоустройства набережной и парка Гвардейский и продолжает заниматься проектом пешеходизации улицы Дзержинского.

 

Как удалось начать работу со «Стрелкой»?
Это бюро сейчас занимается всей страной. В Красноярске они выбрали «Проектдевелопмент», проведя конкурентные переговоры с несколькими компаниями. Наш совместный проект — концепция благоустройства набережной и парка Гвардейский в Зеленой Роще. Эти общественные пространства должны стать современными местами для отдыха красноярцев. Пока деньги выделены только на небольшую часть набережной, но завтра они могут появиться и на остальное.

Тренд на благоустройство наконец-то пришел и в Красноярск?
Слова «благоустройство» и «градостроительство» вообще из другой эпохи. Термины «градоустройство», «градорегулирование» и «городской дизайн» ближе к тому, чем нам в скором времени предстоит заниматься. Сегодня в России впервые за двадцать пять — тридцать лет происходит масштабное переосмысление понятия «городская среда». До этого архитекторы мыслили объектами, например — театр, музей или жилой дом. Земля никого не волновала, именно поэтому цельной оформленной среды у нас нет. В настоящее время тенденция меняется, и это хорошо. В массах дискурс на тему урбанистики и городской среды тоже заметно эволюционировал. Если раньше никто не понимал, зачем городу платные парковки и развитие общественного транспорта, то сейчас мнения делятся пополам. Даже появился такой термин, как поп-урбанистика. Многие дискуссии на тему городской среды ведутся людьми, которые не имеют профильного образования, просто живут в городе, интересуются темой, и у них возникают вопросы, почему у нас все происходит иначе, чем на Западе или, например, в Москве. И это замечательно, потому что в обществе формируется спрос.

А как вы относитесь к негативным мнениям в социальных сетях об урбанистике и ваших проектах?
Зачастую это незрелость людей, сродни негативному мнению о современной медицине. По сути урбанистика — наука не оформившаяся, это комплекс знаний о городе. Не только о его планировке и архитектуре, а и о культуре, социологии, экономике. Люди, которые говорят, что не верят в урбанистику, просто не понимают, о чем говорят. Раньше негатив и отрицание меня задевали, сейчас я скорее стараюсь прислушиваться к оппонентам. Доля правды в их словах есть всегда. Мы тоже обычные люди, просто чуть больше разбираемся в этом вопросе. Однако наше видение нередко бывает зашоренным. Нас учили по книжкам, которые спустя годы ставятся под сомнение, а потом и вовсе отрицаются. Для меня важно оставаться в контексте.

Можно ли говорить, что мы уже на пути к развитой велоинфраструктуре и пешеходизации?
В Красноярске все только зарождается. Велосипедная и пешеходная инфраструктуры — очень полезны для очеловечивания среды. В городе для автомобилей люди обречены терять время. Машины и инфраструктура для них занимают непозволительно много места. Мы сами увеличиваем расстояния, которые приходится преодолевать. Мне нравится поговорка о том, что продвинутые, умные города — не те, в которых бедные ездят на автомобилях, а те, где богатые пользуются общественным транспортом. Я хотел бы, чтобы мы двигались к этому. Если говорить о пешеходизации, то мы пришли к выводу, что люди у нас совсем не отсталые и хотят вполне современных решений. Большинству не нравится засилье транспорта. От того, как в городе расставлены транспортные приоритеты, зависит качество среды. В случае, когда мы подменяем вопросы мобильности горожан вопросами автомобильного движения, будет развиваться дорожная инфраструктура, а мобильность населения будет становиться хуже. Чем больше дорог и парковок, тем больше машин, а следовательно, и пробок, это снежный ком, разрастающаяся опухоль.

Вам самому отказ от машины не доставит дискомфорт?
А никто не говорит о полном отказе, необходима альтернатива. При наличии инфраструктуры из двадцати поездок одну можно совершать на велосипеде. А если сделать общественный транспорт удобным, то и им можно будет пользоваться чаще. Автомобиль — классная вещь, но использование его в городе должно быть ограниченным.

Каким должен быть город, на ваш взгляд?
Для меня город — это не объекты, а процессы. Мы с вами просыпаемся утром, ведем детей в школу, идем на работу, вечером прогуливаемся, посещаем кино, ресторан, едем за город — это процессы, где объекты в городе — их упаковка, их одежда. Последнее время процессы интересуют меня больше, чем форма или стиль. Пока наш город не выглядит, как город, скорее — как набор дорог, объектов и пустот без сценария и смысла. Как раз наполнение смыслом городских пространств — то, в чем я вижу
работу нашей сферы на ближайшие лет десять.

Для вас важно признание коллег и общества?
Я совру, если скажу, что не важно. Мне кажется, самореализация и уважение окружающих важны для всех. Иначе это нигилизм. Его могут позволить себе только люди, которые ничего не делают. Но признание или деньги — не основной мотив для меня. Я люблю то, что делаю. Получаю удовольствие от процесса, а иногда удается насладиться и результатом. Но процесс для меня важнее.

Антон Шаталов из семьи архитекторов, его отец — почетный архитектор России Борис Шаталов. Три года проучившись на факультете программирования, сменил профессию и пошел по стопам родителей. С 2001 по 2003 вел авторскую программу «ЭГО» на радио,посвященную электронной музыке. Работал в проектной мастерской «А2», преподавал на кафедре градостроительства СФУ, был главным архитектором «Гражданпроекта». Член общественной палаты и Союза архитекторов.

Текст: Татьяна Зиза. Фото: Юлия Беляева

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: