Валентин Богдан

Несколько лет он представлял в Сибири компанию Epson, а в этом году оставил карьеру менеджера, начал практиковать остеопатический массаж и вместе с супругой возглавил Центр йоги Айенгара.

У вас была завидная должность в международной компании, почему решили ее оставить?

Я к этому времени уже лет десять занимался продажами, в которые пришел когда-то за заработком. С заработком все было неплохо, но от деятельности устал. Знаете, по мере взросления больше хочется видеть результат своей работы «вживую», а не в цифрах и графиках. Хочется делать что-то своими руками и с пользой.

Так вышло, что руками к этому времени я научился работать по телу лучше, чем строить или копать. Ну и потом, в разное время в жизни были разные телесные практики. А если интересно делать что-то со своим телом — интересно и с другими. 

Что такое остеопатический массаж? «Википедия» пишет, что он относится к альтернативной медицине, так и есть?

Нет, не так. Формально понятия «остеопатический массаж», честно говоря, нет. Есть остеопатия — это официально признанная, вполне доказательная медицина. Я занимаюсь массажем, используя мягкие мануальные техники, принятые в остеопатии, но врачом пока не являюсь. 

Почему вы выбрали именно остеопатию и где учились массажу?

Я всегда интересовался массажем. Ходил как пациент к разным мастерам, что-то пробовал сам, книжки читал, наконец. Классический массаж позволяет решать много задач, но здорово ограничивает — и в целях, и в сроках их достижения. Те манипуляции, которые в классике достигаются только опосредованно, в мягких мануальных техниках могут быть доступны напрямую. Как это объяснить? Можно положить руку на лоб человеку и простым касанием снять, ну, скажем, спазм с внутричерепной связки. Похоже на магию — я каждый раз в восторге, когда получается. Причем не только я, это можно заметить и за товарищами по учебе. Может, в том числе поэтому я выбрал остеопатию — всегда любил волшебные сказки. 

Мне как девушке интересно, как ваши техники помогают быть красивой? Осанка улучшается, цвет лица?

Конечно, улучшается. Как и любые другие мануальные техники, остеопатия — это работа с телом, а значит, с его внешним видом в том числе. Осанка, цвет лица, форма тела, тонус кожи — главное, задачу поставить. Кроме того, остеопатические техники позволяют напрямую работать и с внутренними состояниями. Человеку, знаете, становится легче выглядеть красиво, когда что-то перестает болеть.

Вы вместе с супругой открыли Центр йоги Айенгара. Правда, что именно про этот вид йоги пел Высоцкий?

Сначала надо пояснить, что такое йога Айенгара. Шри Беллур Кришнамачар Сундарараджа Айенгар — это автор метода преподавания традиционной йоги, сейчас самого распространенного в мире. Одна из причин такой популярности в том, что именно Айенгар сделал очень многое для развития йоги за пределами Индии в ХХ веке – ездил, рассказывал, объяснял, документировал.
Возвращаясь к песне: это шутка, в которой есть доля правды. На самом деле, Айенгар впервые приехал в СССР в 1989 году, а Высоцкий написал «песню про йога» в 1966-м. Приезд Айенгара, кстати, дал повод для снятия негласных запретов на практику йоги в нашей стране. 

Чем йога Айенгара отличается от других?

Эффективностью. Физиологичностью. Безопасностью.

Мы же говорим о методе освоения классической хатха-йоги, а его ключевое отличие в том, что акцент сделан на физиологически правильном и скрупулезном выполнении асан, что действительно способствует оздоровлению всего организма, а детальное объяснение каждой позы исключает травмы. А еще в рамках метода используются вспомогательные материалы: валики, деревянные кирпичи, одеяла и так далее, чтобы люди любого возраста и с любым состоянием тела могли совершенствовать свою практику и укреплять здоровье.

Мне очень сильно импонирует такой подход: он сочетается с моим подходом к работе массажиста. Чтобы занятия йогой действительно приносили пользу, преподаватель должен знать анатомию, уметь видеть особенности конкретного человека, да и просто уметь думать. Кстати, потому йогу Айенгара называют самой «интеллектуальной» йогой. 

Как так получилось, что существует огромное количество видов йоги, в которых легко запутаться? Есть ли «настоящая» йога?

Ну, я бы разделил огромное количество видов йоги на два вида: старые индийские и новомодные европейские. Сложно сейчас сказать, есть ли направление, которое является «прародителем». Важно понимать другое. В Индии в практике йоги есть очень важный принцип парампары, буквально с санскрита — «непрерывной цепи преемственности». В соответствии с этим принципом знания передаются неизменными из поколения в поколение, лично от учителя к ученику. А чтобы преподавать йогу, важно получить от учителя благословение. Так, в йоге Айенгара существует довольно жесткая система сертификации преподавателей.

Увы, сейчас стало модно создавать собственные «авторские» направления йоги. Где парампара? А от йоги в них часто только физкультурная составляющая, которая, к слову, далеко не самая главная. И совсем беда, когда кто-то, недоучившись или не сдав экзаменов, начинает преподавать или, хуже того, готовить преподавателей. Впрочем, это уже не про йогу, а про людей и про жизнь. 

Вас не задевает, что многие относятся к йоге как к фитнесу? Для вас это духовная практика или нет?

Многие, наоборот, принимают фитнес и акробатику за йогу. Нет, не задевает. Не понимаю, почему меня должны задевать чьи-то убеждения. Каждый же получает то, что ищет.

Духовная это практика или телесная? В начале пути, да, йога выглядит как гимнастика. Но чем дольше практикуешь, тем глубже изменения. Меня, например, йога делает менее раздражительным и более уравновешенным, и это лишь поверхностный слой того, что выходит за рамки физического тела. 

Вы ведете здоровый образ жизни? Тяжело это дается?

Веду с собой постоянную борьбу за здоровый образ жизни. Да, очень тяжело. Спокойствие есть, а вот дисциплины пока не хватает. Но я над этим работаю.

Текст: Александра Ояберь. Фото: Евгения Иголкина


Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также