18+
  • Развлечения
  • Книги
Книги

Светлана Стругацкая: «Очень жалею, что мы с дедом мало общались»

УЛИЦА ИМЕНИ

к оглавлению

Внучка Бориса Стругацкого рассказывает о себе и своей учебе в Высшей школе экономики, о деде и бабушке, о родителях, владеющих книжным магазином, и о брате-школьнике — тезке знаменитого писателя-фантаста.

Квартира, в которой жили дедушка и бабушка, находится на улице Победы, рядом с площадью, которая теперь носит имя братьев Стругацких. Мы с братом вместе с ними никогда не жили, но когда бывали вместе с родителями по праздникам, устраивали для них концерты: пели и танцевали фламенко. Гурманом Борис Натанович не был, но обожал мороженое пломбир с сиропом — недалеко, на углу Бассейной и Московского проспекта, находилось знаменитое на весь район кафе-мороженое «Чебурашка». Бабушка, Аделаида Андреевна, и дед были по профессии астрономами, они познакомились в Пулковской обсерватории, где оба работали, и завещали развеять над ней их прах. Помню, Борис Натанович показывал мне кусок метеорита и сертификат о присвоении одной из малых планет имени братьев Стругацких. Он всю жизнь был страстным филателистом, его огромная и очень ценная коллекция марок сейчас находится у отца. А вот библиотека, в которой было множество изданий книг Стругацких на русском и иностранных языках, до сих пор остается на своем месте. С папой дедушка созванивался буквально каждый день, и они могли часами обсуждать политическую ситуацию в стране. Сегодня я, конечно, жалею, что мы с дедом мало общались, но прекрасно понимаю, что он воспринимал меня как маленькую девочку. Когда была в девятом классе, рассказала ему, что хочу заниматься журналистикой, и это ему очень понравилось, но потом мои планы изменились.

Я училась в чудесной школе, 610-й классической гимназии, с которой и теперь тесно связана: занимаюсь в ней репетиторством. Мы учили латынь и древнегреческий, а историю нам преподавал Лев Лурье — бывало, курил в форточку прямо на уроке или вдруг убегал на футбольные матчи и митинги. (Смеется.) Вообще, там просто замечательные преподаватели, и мы с родителями до сих пор уверены, что это лучшая школа в городе по уровню образованию. Мой брат Боря, к сожалению, учится не в ней, а в 550-й школе с углубленным изучением информационных технологий и языков. Он всерьез увлекается футболом—гоняет с командой во дворе и ходит на фанатский сектор «Зенита». А еще Боря играет на барабанах и даже планирует найти группу, с которой будет выступать. Сейчас я перешла на четвертый курс исторического факультета в петербургском филиале Высшей школы экономики. Научный руководитель у нас профессор Евгений Анисимов, он, конечно, мастер своего дела, лекции читает очень увлекательно. Через год получу диплом бакалавра и собираюсь поехать в Израиль продолжать изучение фотографии — я три года занималась в секции в Аничковом дворце, а затем еще год на факультете фотокорреспондентов имени Гальперина Союз ажурналистов.

Мои сверстники не реагировали особенно на фамилию Стругацкая, ситуация изменилась только с выходом фильма «Обитаемый остров» Федора Бондарчука в 2009 году. Кстати, я помню, что дедушке он в целом понравился, хотя все вокруг фильм критиковали. Люди старшего поколения, возраста моих родителей, конечно, каждый раз говорят: «Ой, не родственница ли вы?». Мне с детства внушали, что я не должна ни в коем случае выпячивать свое родство, потому что я не имею никакого отношения к достижениям дедушки. И пока меня напрямую не спросят, сама никому ничего говорить не буду, но дедушкой я, безусловно, горжусь. Читала «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине», «Улитку на склоне». Раньше мне все казалось, что я еще не доросла до этих книг, хотя папа говорил, что он все это освоил, когда ему было лет двенадцать. Конечно, это крутая литература, что тут еще можно сказать.

Папа очень увлекается русской фантастикой: Марина и Сергей Дяченко, Сергей Лукьяненко — значимые для него фигуры, недаром он каждый июнь ходит в Петербурге на вручение литературной премии имени братьев Стругацких. Хотя, вообще-то, он домосед, мне кажется, ему это передалось от дедушки, который тоже сторонился публичности. Папа даже интервью дает очень редко и исключительно по телефону. Недавно родители зарегистрировали товарный знак «Стругацкие», они это сделали только для того, чтобы какому-нибудь придорожному шалману не дали название «Пикник на обочине». Папа думал насчет площадки для лекций, выступлений писателей, совмещенной с кафе и книжным магазином. Но для этого требуется некий внутренний движок, которого у моих родителей, к сожалению, нет — им сложно раскачаться. У родителей сейчас маленький книжный магазинчик на станции метро «Пионерская». Вообще, они люди веселые, даже между собой постоянно обмениваются постами во «Вконтакте». Папа, Андрей Борисович, раньше был очень-очень против всех социальных сетей, но потом как-то внезапно увлекся Интернетом — думаю, оттого, что у нас телевидение сильно испортилось. Он слушает в основном радио «Эхо Москвы», но сейчас ему, видимо, стало и его не хватать, поэтому он ищет новости в Сети. С реализацией идеи назвать площадь именем братьев Стругацких ему очень помог депутат Законодательного собрания Борис Вишневский, который дружил с дедушкой и даже написал книжку про него и Аркадия Натановича. Без него, мне кажется, ничего бы не получилось.

Сейчас я собираюсь в Крым: уже четвертый год занимаюсь в Керчи археологическими раскопками от Эрмитажа. Мы живем там в палатках — дедушка, который любил турпоходы, был бы доволен. Встаем в пять утра, копаем до восьми, делаем перерыв на завтрак, снова копаем до часу. Находим во время раскопок монеты, бронзовые наконечники, статуэтки, миллион черепков расколотых амфор— мне это интересно.


Борис Натанович Стругацкий (1933 – 2012) вместе со своим старшим братом Аркадием превратил «низкий жанр», которым считалась фантастика, в серьезное чтение для нескольких поколений отечественных интеллигентов. Множество их книг было экранизировано режиссерами разной степени талантливости, наиболее известными стали фильмы «Сталкер» Андрея Тарковского, «Чародеи» Константина Бромберга, «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука, «Трудно быть богом» Алексея Германа. В 2014 году площади на пересечении Московского проспекта, улиц Фрунзе и Победы присвоено имя братьев Стругацких.


Текст: Виталий Котов

Люди:
Борис Стругацкий

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: