Мир, дружба, деревня

Основным проектом двенадцатой музейной биеннале станет «Мир и мiръ. Художественное открытие российской деревни» — первая попытка в международном современном искусстве обзора темы русской деревни. Объясняем, почему это надо видеть и уже занимать очередь в музейный центр «Площадь Мира».

Главный вопрос основного проекта биеннале — что вообще означает «русская деревня» в культурном контексте? Для того чтобы это понять, более тридцати художников из России, Австрии, Германии и Нидерландов объездили всю страну, побывали в сибирских лесах, на Урале и в Якутии. Они проанализируют дореволюционный «мiръ» и современный «мир», воплощенные в понятиях деревни и города, традиции и свободы, дома и вселенной. Идея проекта принадлежит организатору художественных проектов — директору Австрийского культурного форума в Москве и куратору двенадцатой биеннале Симону Мразу.


Место спецпроекта досталось фотовыставке «Август-91. Люди на Площади» от екатеринбургского «Ельцин-центра». В ней снимки и предметы покажут, как общие ценности и любовь к своей стране объединяют людей. Фотографии размещены в тематико-хронологическом порядке, это и панорамы площадей, на которых проходили митинги, и портреты тех, кто был на баррикадах. Расставить смысловые акценты помогают архитектурно-художественные решения: артефакты и медиапрограммы — исторические хроники, интервью. Кстати, экспозиция дополнится и красноярским контекстом.


В первые дни биеннале на территории музейного центра «Площадь Мира» пройдет также показ фильмов фестиваля документального кино о музыке и новой культуре Beat Weekend. Например, лента «Я — Гагарин» режиссера Ольги Дарфи расскажет о первом российском рейве Гагарин-party в павильоне «Космос» на ВДНХ, стихийных вечеринках в клубе «Танцпол» на Фонтанке и танцевальной культуре начала девяностых, которая тесно была переплетена с художественной. Такие художники, как Тимур Новиков, черпали в ней вдохновение не меньше, чем в немецком экспрессионизме или поп-арте. Второй фильм — «День независимости» — снял Мортен Тровик в 2016 году. Это хроника путешествия словенской рок-группы Laibach в Северную Корею — грандиозной концептуальной акции. Режиссер показывает, как может выглядеть первый рок-концерт западного артиста в самой закрытой стране мира.


Еще один особый проект — «Абстрактный кабинет» авангардиста Эль Лисицкого от Гете-института. Спроектированный художником в 1927 году для музея в Ганновере кабинет считается пространственным музейным экспериментом. В нем выставлялись работы Пикассо, Леже, самого Лисицкого. Экскурсия по кабинету пройдет прямо на территории музейного центра «Площадь Мира». И все благодаря гаджету. Именно он позволит увидеть реконструкцию места в виртуальной реальности. Использование технологий отражает художественные и социальные воззрения Эль Лисицкого, его взгляды на будущее, желание объединить искусство и технологии и активно представить процесс зрительского восприятия.


Второй Сибирской лабораторией молодого искусства займутся кураторы Оксана Будулак и приглашенные из Москвы художники Александр Образумов и Антонина Баевер. Тема этого года — From Siberia with love. Десять дней молодые авторы будут работать над своими проектами прямо в музее и покажут их в день открытия биеннале.


Ну а начнется выставка современного искусства с проекта «Хор жалобщиков» от художников Теллерво Каллейнена и Оливера Кохта-Каллейнена. Жалобы уже собраны и превращены в хоровую песню. Именно она станет первым перформансом двенадцатой музейной биеннале «Мир и мiръ». Не опоздайте к началу, вдруг кто-то будет жаловаться на вас.

Напоминаем, что открытие XII красноярской музейной биеннале состоится 5 октября в музейном центре «Площадь Мира».

 

Текст : Татьяна Зиза . Фото: архивы пресс-службы

Комментарии (0)
Автор: Татьяна Салтанова
Опубликовано:
Материал из номера: сентябрь 2017
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Наши проекты