18+
  • Город
  • Портреты
Портреты

Олег Сафронов

Дизайнер, призер Pentawards, стал координатором федерального проекта по облагораживанию парковых зон «Формирование комфортной городской среды». 

Что стало отправной точкой для похода в администрацию с предложением о проекте?

Мы никуда не ходили. К какому-то моменту накопилось такое количество сигналов, которые стало уже невозможно игнорировать, и к нам сами пришли. Современное искусство и художники в Краснодаре — феномен. Это мнение многих представителей сферы. В России есть города-миллионники, где комьюнити гораздо менее значительно, молодые художники уезжают в Москву, Питер или за границу, где актуальное искусство намного востребованней. Удивительно, но известные краснодарские художники в основном продолжают работать здесь. Примеров много. Краснодарская группа Recycle участвует в международных выставках и биеннале, их работы продаются в европейских галереях. Группировка «ЗИП» получила самые значимые награды в российском современном искусстве — премию Кандинского и премию «Инновация», Виктор Линский также стал лауреатом «Инновации», а центр «Типография» институцией года на ежегодном фестивале современного искусства Cosmoscow. Появляются новые художники, проводятся резонансные выставки. Все это послужило импульсом для администрации города обратиться к сообществу с таким предложением. Я слышал, подобные разговоры уже были, но до реализации не дошло. Что тогда не получилось, не знаю, может, не хватило смелости или просто не было финансирования. Очень рад, что в этот раз нашлись меценаты, благодаря которым проект состоялся, и много других неравнодушных людей, принявших участие на разных этапах.

Краснодарские памятники культуры достаточно традиционные,  как в город вписываются абстрактные современные инсталляции?

Люди у нас живут разные, скульптуры теперь тоже разные. Рядом с казаками их никто не ставит, обходимся без противопоставлений. Важно, что современное искусство появляется в новых или реконструированных скверах, где нет явного исторического шлейфа. Разумеется, это смелый эксперимент, но ни в коем случае не провокация. Такие объекты живут в разных слоях с традиционными памятниками, они не учат истории и не знакомят с литературными персонажами, у них другие задачи — не назидание, а создание образа, атмосферы. Установка таких объектов позволяет формировать новые пространства, создавать уникальные места в городе. Они становятся брендом, маркерами современности.

В октябре в сквере рядом с Чистяковской рощей появился первый объект Draped Data Владимир Омутова, на очереди работы «Точка» Михаила Смаглюка и «Столпы» Виктора Линского,  какими и когда они будут реализованы?

Мы постоянно над ними работаем. Очень много сил и времени потрачено на то, чтобы они были такими, как на эскизах. Было бы проще взять материалы доступней, меньше заморачиваться с выбором подрядчиков, сделать побыстрей. Но мы понимали, что скульптуры должны стоять в публичных местах, и для нас очень важно сделать их крепкими, устойчивыми к погоде или грубости. Наверное, иногда даже чрезмерно страхуемся, но лучше так, чем сами знаете, как. Поэтому многое делаем впервые, что-то затягивается дольше, чем планируем. Могу сказать, что в ближайшее время начнем ставить «Столпы», а «Точку» закончим еще через пару месяцев, но сейчас сложно определить точную дату.

Мнения о культурных объектах в соцсетях предсказуемо встречаются совершенно разные. Тебе как инициатору проекта что говорят? 

 Это хорошо, что разные. Каждый сам решает для себя, как реагировать на новое. Иногда страшно признать, что за очерченным вокруг себя кругом есть другая жизнь, и она ближе, чем ты привык думать. Попробуешь разобраться или нападешь на всякий случай? Вокруг меня равнодушных почти нет. Многие рады, а многие не понимают, просят объяснить. Им кажется, что есть какой-то такой ответ, текст на пару абзацев, им его напишут, и все станет просто. Но современное искусство это больше про вопросы, и вопросы тонкие. Которые возникают внутри себя, они интересные, стоит научиться их слышать. Конечно, не сразу, но это возможно.


Это смелый эксперимент, но ни в коем случае не провокация


И все же, если тебе задают конкретный вопрос: что вы наделали и зачем оно все? Что ты отвечаешь?  

Таких вопросов почти не задают — совсем уж не сведующих, к счастью, нет. А из моих знакомых многие лучше меня разбираются в этой теме, так что слушаю я. Странный вопрос, зачем искусство, понятно же. Оно будит воображение, воспитывает чувство эстетики, рождает новые смыслы и позволяет переосмыслить привычные. Сознание остается подвижным, позволяет воспринимать происходящее острей. Если просто, то город стал особенным, в нем проявились уникальные места, которых нет больше нигде, ведь каждая скульптура существует в единственном экземпляре и это важно понимать. Их невозможно спутать, как десятки похожих памятников, когда бронзовый писатель сидит на бронзовой лавочке, например. Пока не прочитаешь табличку, ты не можешь быть уверен, кому он на этот раз. Я вижу, что людей это цепляет, вижу фотографии в интернете, селфи. Сейчас это краснодарцы, летом приедут туристы, увезут фотографии к себе, выложат в соцсети. Формируется туристская привлекательность, все вот это. Круто же.

Ты ведь понимаешь, что пишешь историю города, ее особое направление. Как ощущаешь себя?

Если честно, то я ничего особенного не сделал. Эта история сама пишется — появляются талантливые современные художники, возникает интерес к их работам. Этот проект — зеркало ситуации, а не искусственная инициатива. Просто очень рад, что смог поучаствовать. Вообще, я уже пятнадцать лет в графическом дизайне и в один  момент заниматься коммерческими проектами дико наскучило. Сейчас стало понятно, что можно сочетать дизайн с искусством, уходить из заданных индустрией правил в другие контексты и формы, чтобы создавать новое. Вижу, что на границе сфер много интересного и спектр шире, мне еще предстоит это осмыслить.

А еще важно знать, что в список объектов программы попали скверы Молодежный и Вишняковский, бульвар Дальний, площадь перед кинотеатром «Болгария» и территория между Первомайским районным судом и дворцом бракосочетаний «Екатерининский зал». Все работы будут выполнены одним и тем же подрядчиком — компанией «Нержавеющие стальные технологии», но для некоторых деталей координаторы проекта ищут специалистов узкого профиля. 

Комментарии (0)

Купить журнал: