18+
  • Город
  • Спецпроекты
  • Портреты
Портреты

Гульнара Гарифулина

Психолог, бизнес-тренер, директор благотворительного фонда «Дети Байкала» уже пять лет помогает детям найти семью и продвигает в регионе умную благотворительность.

ТОП-25 | город и общество

Как пришли к этому проекту?
Начинала как волонтер восемь лет назад. Устраивала тренинги для сотрудников домов ребенка в Приангарье, проводила акции «Яркое детство», «Новогоднее чудо», «Чужих детей не бывает», «Скоро в школу». Довольно быстро с другими волонтерами мы поняли: для системной реализации нужно юридическое лицо. Открыли в октябре 2016 года благотворительный фонд «Дети Байкала», меня коллегиально выбрали его руководителем.

Что вдохновляет заниматься волонтерской деятельностью?
Может, звучит громко, но проекты фонда меняют судьбы детей в лучшую сторону. Стоит напомнить себе об этом — и появляются силы и вдохновение.

В чем суть проекта «Наставник»?
Это проект индивидуального сопровождения детей, которые находятся в сиротских учреждениях Иркутской области с 12 лет, а также тех, кто уже достиг совершеннолетия. В «Наставнике» сейчас задействованы 57 пар, из них 40 — ребята, воспитанники детских домов, которые уже выросли. Мы помогаем детям освоиться в обществе, решить множество вопросов, в том числе и бытовых. Участником может стать каждый человек, оформление опеки для этого не требуется. Нужно заполнить анкету на сайте Наставник38.ру, пройти собеседование, тренинги по психологии сиротства, предоставить справки об отсутствии судимости и заболеваний. Волонтера весь проект будут сопровождать наши психолог и куратор.

Кто сейчас присоединяется к проекту?
Обычно это женщины от 24 до 60 лет. Одни работают в госорганах, другие ведут бизнес, третьи — домохозяйки. У кого-то есть дети, у кого-то нет. Но всех их объединяет то, что они хотят помогать сиротам. «Наставник» — долгосрочный проект. Участники минимум на год берут обязательство общаться с ребенком еженедельно. Это колоссальная ответственность! Бывает, что ребенок уходит в приемную семью, но продолжает общаться с наставником, настолько сильна связь.
Я и сама взяла на наставничество девочку, Кристину. Когда сказала, что хочу ей помогать, она из агрессивного подростка моментально превратилась в чувствительную и добрую девочку. Эта агрессия и гиперактивность были ее маской, способом выжить. Сейчас Кристина — часть моей семьи. Она вышла замуж, родила сына. Наши отношения очень теплые.

Сколько человек у вас в команде?
Работы много, а сотрудников мало. Есть бухгалтер, человек, ответственный за сайт, куратор проекта «Наставник», психолог, волонтер-дизайнер, оператор и режиссер
анкет. Готова молиться на них, все они просто замечательные.

Обычно волонтеры собирают для сирот игрушки, фрукты, одежду. В этом ли нуждаются дети в таких учреждениях?
Вовсе не в этом. Финансирование детдомов в нашей стране очень хорошее. На ребенка государство в месяц тратит около ста тысяч рублей. Мы работаем под девизом «умная благотворительность»: не развиваем иждивенчество, не задариваем дорогими подарками, не развлекаем, а помогаем таким образом, чтобы ребята потом могли самостоятельно и достойно жить.

Какие еще есть проекты у фонда?
Мой любимый проект — «Подари ребенку семью». Его цель — сделать так, чтобы ребенок попал в семью, а если возможности нет, то помочь развиваться и вырасти
в учреждении. С 2019 года запустили «Школу ответственных взрослых», задача которой — снизить «вторичное сиротство», когда детей возвращают обратно в сиротский дом, не справившись с ответственностью и обязанностями. Проект подразумевает сопровождение приемных родителей, консультации с психологами и юристами.

Помогает ли вам в работе бизнес-сообщество?
Очень! Сама я бизнес-тренер, многие компании из Иркутска, которые нас поддерживают, — мои бывшие клиенты. Они размещают рекламу, печатают баннеры, предоставляют свою продукцию, бесплатное проживание в гостинице семьям, приехавшим за ребенком из другого региона. В некоторых случаях оплачивают перелет.

Пользуетесь мерами господдержки?
Нам всего пять лет, а уже четыре раза победили в конкурсе Фонда президентских грантов. Считаю это показателем того, что можем работать не только с бизнесом, но
и с государством. Останавливаться на этом не собираемся: на свежий конкурс ФПГ уже написали проект, отправили заявку. Кроме того, мы не раз выигрывали в конкурсах от Сбербанка, получали субсидии от «Губернского собрания общественности». Привлекаем все возможные средства, чтобы помогать детям: частные пожертвования, бизнес-вложения, гранты.

Какой способ помочь ребенку найти семью — самый эффективный?
Составить видеоанкету. Шесть лет назад мы были пионерами этой отрасли и начали публиковать такие анкеты в соцсетях, детей стали замечать. Сейчас мы сняли уже 1 208 видеоанкет для детей. Это помогло 458 ребятам обрести семьи. Наши видеоролики выходят на каналах «Домашний», «СТС».

Какие планы у фонда на ближайшие пару лет?
Продолжать проект «Подари ребенку семью», расширить «Наставника». Развивать программу «Азбука счастливой семьи»: работать с кровными семьями, обучать взрослых основам гармоничной жизни. Из глобального: с федеральными партнерами планируем объединиться и в ближайшие десять лет закрыть детдома, как бы громко это ни звучало. На государственном уровне организуем работу с кровной семьей, будем выявлять кризисы на ранних стадиях. Также постараемся, чтобы
ребенок попадал не в сиротское учреждение, а в приемную семью. Задумываемся и о профилактике вторичных отказов, чтобы дети не испытывали стресс и в будущем не повторялся этот порочный круг. Работы очень много, но мы к ней готовы.

Текст АЛЕКСАНДРА ПОБЛИНКОВА
Фото МИХАИЛ ОХОЦКИЙ

 

Материал из номера:
Ноябрь 2021

Комментарии (0)

Купить журнал: