18+
  • Город
  • Город
Город

Третий не лишний: как медиация помогает решать споры

В некоторых спорах невозможно обойтись без третьей стороны. Медиатор – тот человек, который помогает разрешить конфликт с минимальными потерями обеих сторон. О том, в каких вопросах могут помочь специалисты, рассказала Анастасия Архипкина, руководитель Первой иркутской службы медиации.

Медиация — процедура урегулирования спора с участием третьей независимой стороны, которая помогает участникам выработать приемлемые для обеих сторон решения по правовому спору и часто выступает как альтернатива его судебному разрешению. Медиатор социальных конфликтов — достаточно новая и перспективная профессия, входит в «Атлас новых профессий» АСИ.

Изначально медиация распространялась как практика решения конфликтов, возникающих в сфере бизнеса, в арбитражных спорах. Сейчас мы можем выделить две группы клиентов: физические лица, для которых характерны семейные и наследственные споры, и юридические, имеющие споры в предпринимательской сфере. Сейчас актуальны споры, вытекающие из арендных отношений. Также у нас есть опыт урегулирования многосторонних конфликтов на крупных предприятиях, что позволяет снизить социальную напряженность в небольших городах.

Говорить о том, что эта услуга находится в разряде постоянных, — сложно. Кто-то о ней мало знает, кто-то делает выбор в пользу суда. Но при этом есть некоторые клиенты, которые обращались к нам не раз.

Наша организация первая, которая появилась в Иркутске и существует уже десять лет. Большое внимание мы уделяем социальным проектам, осуществляемым организацией как за счёт собственных средств, так и за деньги победителей конкурса президентских грантов, выбранных среди тысяч заявок. Это помогает развивать медиацию в социальной сфере: в школах, в работе с несовершеннолетними, между соседями, родителями и детьми так далее. Поддерживаются наши проекты в сфере медиации и на региональном уровне.

Сейчас мы реализуем беспрецедентный проект «Конструктивный диалог»: готовим профессиональных медиаторов для отдаленных территорий. Люди получат новые профессиональные навыки за счёт средств гранта, а у муниципалитетов будет дополнительный ресурс для решения конфликтов, возникающих в социальной сфере.

Сама я — выпускница Юридического института ИГУ, кандидат наук. После окончания университета осталась преподавать на кафедре и параллельно занималась юридической деятельностью. Еще до принятия закона о медиации прошла обучение в московском Научно-методическом центре медиации и права. Кроме того, я всегда стремилась посетить как можно больше образовательных тренингов от зарубежных медиаторов.

В соответствии с законом стороны оплачивают услуги медиаторов поровну: в чек входят оплата консультации, организационный сбор и сама услуга медиации. Оплата, как правило, почасовая, особенно когда речь идет о неимущественных спорах. В практике некоторых медиаторов берутся проценты от того, что было изначально заявлено в качестве исковых требований.

Процедура медиации, на мой взгляд, требует личного участия как сторон, так и специалиста. Наша роль заключается не столько в словах, сколько в работе с эмоциями, с теми моментами, которые, возможно, не принято обсуждать, но они зачастую являются причинами конфликта. Представьте себе, например, спор родственников по поводу наследства — глубоко семейное дело.

 

https://www.facebook.com/profile.php?id=100011331757263

сайт: http://www.irkmediator.ru/?fbclid=IwAR1RLSj3gRnfSgjZ0a7qQnkzSY4A2Ppi37RtBPIQraC2JpMk4RfMzgLfbJw

Текст: Анастасия Журавкова

Комментарии (0)

Купить журнал: