10 фильмов Каннского фестиваля, которые определят 2015 год

Канны — не только светская ярмарка тщеславия, но и знаковое событие, которое задает вектор киноискусства на целый год. Мы изучили список лауреатов конкурса, которые возносят на щит темы женской эмансипации, осмысляют вооруженные конфликты и используют фантастику как способ говорить о проблемах современности.

«Дипан», режиссер Жак Одиар 

Главный приз фестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — получила эта социальная драма, снятая одним из ведущих французских режиссеров. Заглавный герой, бывший боевик тамильской террористической группировки «Тигры освобождения Тамил Илама», бежит из Шри-Ланки во Францию; в парижском предместье Дипан пытается начать жизнь заново, но очень быстро встревает в криминальную разборку. В запасе у Одияра уже есть высокая каннская награда — Гран-при за тюремный жестокий романс «Пророк». Получая же вчера статуэтку, режиссер остроумно поблагодарил австрийского мизантропа Михаэля Ханеке за то, что тот в текущем году ничего не снял.


 

«Макбет», режиссер Джастин Курцел 

Неизвестно какая по счету (где-то ближе к концу второго десятка, если считать только плюс-минус канонические) экранизация шекспировской трагедии, осуществленная австралийским режиссером. Главная приманка этого фильма про изуродованного войной человека, — роскошный актерский состав. Макбета играет Майкл Фассбендер, его кровожадную жену — Марион Котийар, в прочих ролях цвет британской драматической школы, от Дэвида Тьюлиса до Падди Консидайна.


 

 

«Кэрол», режиссер Тодд Хейнс

Лесбийская драма Тодда Хейнса, начинавшего в андеграундной обойме new geer cinema с причудливой черно-белой картины «Яд» по мотивам прозы Жана Жене, а затем прославившегося благодаря более конвенциональным произведениям, вроде оды глэм-року «Бархатная золотая жила» или недавнему сериалу «Милдред Пирс». Кейт Бланшетт, достигшая зенита своего мощного таланта, и Руни Мара играют двух любовниц-домохозяек. Фильм поставлен по второму роману Патриции Хайсмит «Цена соли» (1952) — считается, это первый в мировой литературе текст о лесбиянках со счастливым финалом. Одна из немногих американских лент конкурса называлась в числе основных претендентов на «ветку», но, к сожалению, пролетела.


 

«Лобстер», режиссер Йоргос Лантимос 

Самый дикий и смешной, судя по всему, конкурсный фильм, первая англоязычная картина (с интернациональной съемочной группой) греческого режиссера, шесть лет назад открытого миру именно каннским жюри: его «Клык» получил в 2009-м главный приз параллельной программы «Особый взгляд», несколькими годами позже в основном конкурсе показывали «Альпы». Упомянутые фильмы были сравнительно камерными концептуальными конструкциями, в «Лобстере» же Лантимос развернулся до масштабов грандиозной абсурдистской антиутопии. В мире будущее царит полная толерантность, только вот каждый гражданин обязан жить с партнером/партнершей. Одиночки обязаны найти вторую половину в течение 45 дней: в противном случае их превращают во всевозможных животных. Тут тоже примечательный состав артистов: Колин Фаррелл, Леа Сейду, Бен Уишоу, Рейчел Уайз.


 

«Убийца», режиссер Хоу Сясосянь 

Тайваньский классик (автор «Города скорби», «Прощай, юг, прощай» и еще полдюжины маленьких шедевров) получил приз каннского жюри в качестве лучшего режиссера конкурсной программы. Понятно, что скорее всего по совокупности заслуг, что называется. Однако поворот в фильмографии Сяосяня неожиданный. 68-летний режиссер снял хореографического толка исторический костюмный боевик про наемную убийцу, орудующую во времена династии Тан (IX в.). В главной роли снялась актриса и модель небесной красоты Шу Ци. А внезапное выступление мастера в жанре «саги о летающих воинах» парадоксальным образом укладывается в тренд прославления сильных независимых женщин.


 

«Море деревьев», режиссер Гас Ван Сэнт

Новая работа великого американского режиссера, у которого в загашнике есть «Золотая пальмовая ветвь» за воплощение кинематографического совершенства, картину «Слон». По сюжету (если можно тут о нем в принципе говорить) свежего вансэнтовского фильма, депрессивный американец (Мэттью Макконахи), потерявший жену (Наоми Уоттс), приезжает в Японию, чтобы свести счеты с жизнью в священном Саду самоубийц у подножия Фудзи. «Море деревьев» многие критики назвали главным провалом конкурса и чуть ли не худшей картиной Гаса, однако в любом случае пропустить какой бы то ни было фильм этого автора — немыслимо.


 

«1001 ночь», режиссер Мигель Гомеш 

Главное событие высоколобой каннской программы «Двухнедельник режиссеров», 6-часовая громада португальца Гомеша, одного из самых нетривиальных современных авторов, постановщика фильмов «Лицо, которого ты заслуживаешь», «Наш любимый месяц август» и «Табу». «Волшебные» эпизоды по следам сказок Шахразады тут перемежаются импровизационными документальными сценами о жизни современной Португалии. Магическое повествование у Гомеша перетекает в социально-политический памфлет, и наоборот.


 

«Громче, чем бомбы», режиссер Йоаким Триер

Норвежский режиссер Йоаким Триер — дальний родственник великого и ужасного Ларса, а снимает в куда более лобовой и мрачной манере. В первой для него межконтинентальной копродукции заняты Джесси Айзенберг, Гэбриел Бирн и Изабель Юппер. Последняя, возникающая в сценах-флэшбеках, играет знаменитую военную фоторепортершу, погибшую за три года до времени действия фильма. Спустя месяцы овдовевший муж и сыновья героини Юппер расследуют тайну ее гибели и натыкаются на один за другим скелеты в шкафу.


 

«Любовь», режиссер Гаспар Ноэ 

Очередную шок-драму аргентинско-французского режиссера и сценариста Гаспара Ноэ еще за месяц до фестиваля (когда в сети появился трейлер) объявляли «самым скандальным фильмом Канн-2015». Судя по слегка разочарованным рецензиям, несмотря на то, что никогда еще в зрителей с экрана не летела сперма (фильм снят в 3D) арт-порнографу вряд ли удастся повторить давний провокационный триумф своей беспрецедентно жестокой «Необратимости». Но то, что на «Любовь», картину о любви втроем (парня и двух девушек) в кинотеатры ломанутся примерно все, — сомнений не вызывает.


 

 

«Новейший завет», режиссер Жако ван Дормель 

Еще один фильм из причудливой подборки «Двухнедельника режиссеров», фантастическая меланхоличная комедия бельгийца ван Дормеля, который снимает кино безумное, невероятно изобретательное и ни на кого вообще не похожее. Главная героиня тут — десятилетняя девочка, дочь Бога, который «существует, живет в Брюсселе и полный ублюдок». Повороты сюжета даже в кратком синопсисе вызывают счастливое головокружение, а среди множества радостей в «Новейшем завете» — например, влюбленная в гориллу Картин Денев.


 

Артем Лангенбург,
Комментарии

Наши проекты