Антон Севидов о российской «Родине»

К оглавлению

Лидер группы Tesla Boy пересадил new wave на русскую почву. Так что кому, как не Севидову, знать про трудности перевода. Мы попросили его оценить адаптацию сериала «Родина» Павлом Лунгиным под российские реалии.

#всевхрам! #родинамачеха #кризиснампоможет

Честно говоря, я не фанат сериалов. На сознательном уровне они меня не затягивают почему-то. Иногда только смотрю «Карточный домик» — просто я очень люблю Кевина Спейси. И еще любопытно понимать другую культуру с точки зрения их отношения к власти и закону. В House of Cards есть много нюансов, которые показывают некую правду об устройстве американского общества. Кстати, Homeland я когда-то начинал смотреть.

Перед нами адаптация сериала «Родина», которая, по идее, должна являть собой четкий копипаст, перевод американской истории в российские реалии.

Нужно понимать, что есть сюжетные формы, и их не так уж много. Я не стал бы здесь особо заострять внимание на копировании сюжета, потому что и американцы взяли за основу израильскую историю. Да, мы видим точное повторение, вплоть до очередности сцен, но удивительно, как смыслы начинают работать в контексте нашей страны.

Павел Лунгин — один из самых крутых наших режиссеров, я еще с детства любил его фильм «Такси-блюз». В интервью о съемках этого сериала он сказал, что формат кино перестал давать режиссеру возможность разбирать человека по кусочкам, копаться в нем до конца. А сериал позволяет раскрыть персонажа, поэтому и стал приметой нашего времени. Тут мне пришла мысль, что Америка дальше всех ушла в изучении и внедрении в жизнь разного рода психологии. Американцы более приучены к самоанализу: кто есть я и кто есть мы в этом мире. Это то, чего нам не хватает. В общей массе наше общество не готово заглядывать внутрь себя. Мы постоянно отвлекаемся на другие темы: на Крым, на геев, на курс доллара. Мы не привыкли говорить о том, что происходит внутри отдельно взятого человека. И этот сериал — хорошая терапия. Он называется «Родина», поэтому для зрителя телеканала «Россия» должен быть очевидно понятной вещью. Родина — это когда есть хорошие, которые за нее, и есть плохие, кто против. А тут все неоднозначно — безумный спецназовец ГРУ, охотники спецслужб — и не понятно, кто готов охранять эту самую Родину, а кто действует по личным мотивам. Думаю, у зрителей точно будет неоднозначная реакция.

После возвращения народного героя в сериале Homeland есть сцена с барбекю на заднем дворе дома, где собираются друзья сержанта морской пехоты Броди. В нашей «Родине» присутствует застолье сводкой на манер «ты меня уважаешь?», чувства патриотизма не возникает.

У американцев заложены какие-то внутренние коды, и когда те срабатывают, они резко объединяются. Например, в фильме «Снайпер» показывают, как по улице едет автомобиль с телом погибшего военного и его сопровождают тысячи людей. Не потому, что им заплатили по двадцать долларов, это реальные люди, которые вышли по зову сердца. Здесь подобная история с возвращением Броди — Брагина. Везде этот патриотизм проявляется по-разному, и его очень сложно создать искусственно. Сцены, показывающие нас не с лучшей стороны, заставляют задуматься о собственном поведении. А такие процессы обычно не сопровождаются приятными ощущениями.

Группа Tesla Boy выстрелила в кризисные 2008– 2009годы. Критическое время дает толчок для возникновения и развития новых явлений?

Да, в такие периоды творческие энергии активизируются и музы любят спускаться к творцам. Группа Tesla Boy появилась благодаря уникальной ситуации, которая сложилась в Москве в 2008 году. Была некая волна, пришедшая, конечно, из-за границы. Я помню, как писал песни. Ходил на вечеринки, которые делали мои друзья Дима Устинов и Рома Мазуренко, мы слушали музыку, какую в Москве не слушал никто и нигде: группы Midnight Juggernauts, Cut Copy, Crazy P, Simian Mobile Disco, LCD Soundsystem и Diplo, который еще не был звездой и отыграл свой диджей-сет в «Солянке». Я видел людей, которые запаривались над своим образом, искали себе наряды за неделю до вечеринки, кто-то даже шил. Это был классический хипстерский вид: джинсы скинни, очки с прозрачными стеклами, на волне нью-рейва все ходили во флюоресцентных майках с неоновыми глоустиками. Потом все переоделись в черное, а после сказали, что будут выглядеть немодно, и начали ходить в задротской одежде. А следом пришли дровосеки, и это уже другая история, когда хипстеры ушли в леса.

Какова разница между русским синти-попом группы Tesla Boy и классической его версией?

Да нет такого явления, как русский синти-поп. Есть отдельные музыканты, которые делали и делают нечто подобное, но они настолько разбросаны во времени, что музыкальный стиль так и не сложился. Есть же понятие madchester, возникшее в Манчестере в конце 1980-х годов. Тогда в городе появилось несколько клубов, в том числе самый известный из них— The Hacienda, показанный в фильме «Круглосуточные тусовщики». Молодежь поголовно начала слушать хаус-музыку, которая пришла из Чикаго, на этой волне появилось огромное количество групп и музыкантов в подобной стилистике. И это произошло в один момент в одном месте, что очень важно. Так сформировался определенный стиль, и мы получили группы Happy Mondays, New Order. А у нас нет такой объединяющей волны. За рубежом очень любят коллаборации, которые совсем не любим мы, что тоже связано с менталитетом: мы боимся, что у нас что-то украдут или мы потеряем себя, нам жалко свои идеи, мы не хотим делиться своей аудиторией и популярностью. На Западе все давно поняли, что любая коллаборация лучше войны, это даже в бизнесе известно. Мы живем в удивительную эпоху постмодерна. Я осознал это на концерте в Мексике: я стоял на сцене и прочувствовал сюрреалистичность ситуации, в которой русский парень с сербско-белорусскими корнями поет на английском языке и мексиканцы знают его песни. Конечно, можно говорить, как жаль, что идея сериала, о котором мы беседуем, родилась не в России, при том что наша история дает благодатную почву для размышлений.

Жена Брагина в исполнении Марии Мироновой не кажется тебе распутной женщиной, которая готова отдаться любому?

Я только вернулся с вечеринки Jameson, где играл Kavinsky, и после нее поведение этой дамы кажется мне в высшей степени моральным и достойным. (Смеется.)

О, Jameson делает хорошие фестивали с привозами. В связи с этим вопрос: кто из русских артистов сегодня рулит в массовой культуре?

В нашей стране главенствующее значение имеет слово, а не эмоция. Поэтому рулят представители рэп-индустрии. Их тексты показывают, каким уверенным в себе надо быть. Среднестатистическому парню из провинциального города это придает сил. Это своего рода психотерапия от таких артистов, как Баста и «Каста». А еще есть постгламур от лейбла Black Star— их поклонники не успели вкусить блеска жизни в «нулевых», но до сих пор хотят. В России гламур никогда не отойдет, это все от бедности. У нас мало потомственных богачей, нет культуры богатства на генном уровне. Поэтому люди постоянно стремятся что-то кому-то показать и доказать — отсюда и золотой Porsche Cayenne и угги с бриллиантами.

В Homeland Кэрри в момент обострения психического расстройства идет в бар напиться и снять мужчину, а наша Аня направляется на кухню к своей подруге, что очень по-русски. И та ей говорит: «Вымой голову, выпей успокоительное и выспись».

Андрея Кончаловского как-то спросили на подобную тему: «Вы не боитесь, что Россия сейчас идет в мрачное средневековье?». На что он ответил: «Не беспокойтесь, мы оттуда никогда и не выходили». И в каком-то смысле это так. Долгое время мы были выключены из мирового контекста и в плане кинематографа и музыки. Сейчас мы вернулись, поэтому формат копипаста — не самый плохой вариант. Надо осознавать, что в мире нас не особо и ждут, чтобы не получить очередного конкурента. Они понимают, что мы такие же умные, злые сточки зрения бизнеса и готовы работать за меньшие деньги.

Если переносить на российскую действительность, кто является героем нашего времени?

Я боюсь, что сейчас, к сожалению, им является Игорь Стрелков, как бы мне ни было от этого грустно. За ним эта страшноватая сила и энергия, пробуждение которой ничего хорошего нам не принесет. И меня это пугает.

В «Родине» Брагин приходит к брату и узнает, что его жена работает у того рекламщицей. Брат говорит, что Лена талантливая, на что Брагин отвечает: «Так уж талантливая!». Есть ли в этом сексизм, предполагающий, что женщина не может строить карьеру, а должна стоять у плиты?

Как ни странно, в СССР сильные свободные женщины появились гораздо раньше, чем в США. Война вынудила наших женщин, которые остались без мужей, быть сильными и ни на кого не рассчитывать. А мировой бум феминизма характерен прежде всего для больших городов. Карикатурный образ этого бума — «сильная независимая с тремя кошками»— повлиял, естественно, и на мужчин. Я знаю множество одиноких людей, сделавших осознанный выбор не вступать в брак. Это говорит о том, что меняются глубинные ценности: за ХХ век институт семьи стал менее важным. Раньше семья нужна была для выживания, как кооперация. Сейчас выживать стало намного легче, поэтому люди не хотят вкладываться в отношения.

В Homeland главный герой в момент душевного смятения уходит на пробежку, а наш Брагин катается по городу на машине, да еще и без документов. В Америке тренд на здоровый образ жизни актуален уже давно. Насколько он прижился у нас?

Безусловно, в России есть тренд на здоровый образ жизни, особенно это очень заметно по контрасту с модой на наркотики в 1990-х. Девушки выкладывают в соцсети фото своего торса и подробно рассказывают, как они сели на очередную порошковую белковую диету. В любом случае люди начинают больше ценить себя, свои силы, время и состояние. Все понимают, что жизнь в большом городе — это стресс. Ты можешь с утра подумать, как все прекрасно, но, простояв два часа в пробке или в забитом до отказа вагоне метро, получишь тот самый стресс, который неумолимо будет накапливаться изо дня в день. Поэтому, чтобы держать свою психику в балансе, люди идут в зал и к психологам, занимаются йогой, пьют свежевыжатые соки и едят бургеры с пророщенными зернами пшеницы. А ведь надо идти в храм. Вот в какой? Это уже другой вопрос. Мой храм — это музыка.

Текст: Наталья Наговицына

Фото: Натали Арефьева

Лена,
Комментарии

Наши проекты