Лучшие фильмы года, которые не покажут в кинотеатрах

В прокате уходящего года было множество отличных фильмов, но некоторые по разным причинам не дошли до широкого зрителя, осев на торрентах. Наш редактор выбрал несколько из тех, которые нельзя не посмотреть.

  • «Что-то должно сломаться», режиссер Эстер Мартин Бергсмарк

    Еще один фильм из Швеции, игровой дебют документалиста Бергсмарка, получивший «Золотого тигра» в Роттердаме, а здесь показанный единственный раз на тематическом кинофестивале «Бок о бок». История любви андрогина-трансгендера с романтическим именем Себастьян и гетеросексуального модника Андреаса — в сугубо положительном смысле пижонский, ярчайший винегрет из провокационной темы, бешеной энергии и киноманских цитат отовсюду: от Кеннета Энгера и Дерека Джармена до эстетики видеоклипов.

  • «Геронтофилия», режиссер Брюс Ля Брюс

    Восемнадцатилетний гей устраивается работать медбратом в дом престарелых. Все дело в том, что пожилые мужчины интересуют его в любовном смысле гораздо больше, чем ровесники. В конце концов герой устраивает побег возлюбленному, 80-летнему афроамериканцу, чтобы тот перед смертью увидел океан. Канадский арт-порнограф Брюс Ля Брюс снял фильм нарочито традицонный по форме (это обычная мелодрама), но еще более откровенный и неудобный по содержанию, чем его же левацкие гомосексуальные манифесты вроде «Малинового рейха». Помимо очевидного броского хода во внутренней гей-дискуссии о масштабах эйджизма и культа юности в сообществе, этот радикальный фильм в принципе ставит под большой вопрос сложившиеся в современной западной культуре скрыто фашистские представления: например, стереотип, согласно которому пожилые — это те, для которых любовь осталась в далеком прошлом.

  • «Взгляд тишины», реж. Джошуа Оппенгеймер

    Участник конкурса венецианского кинофестиваля, документальная лента американского режиссера, который живет в Копенгагене, а фильмы снимает в Юго-Восточной Азии. «Взгляд тишины» фактически вторая часть нашумевшего хита (при всей неуместности этого слова в данном случае) Оппенгеймера двухлетней давности, «Акта убийства», ошеломительного фильма про антикоммунистический террор в Индонезии середины 60-х. В первой картине речь шла о памяти и самосознании палачей: бывшие каратели, сегодня уже глубокие старики, нисколько не раскаиваясь и даже не стесняясь, многословно рассказывали о массовых убийствах и пытках. Вторая часть — про воспоминания жертв, и здесь доминирует немота глубочайшей травмы. Оба фильма Оппенгеймера нелегкое, предельно безрадостное зрелище, но это как минимум передний край современной документалистики.

  • «Черный уголь, тонкий лед», реж. Дяо Инань

    Любопытный жанровый гибрид из Китайской Народной Республики, смесь криминального триллера, классического нуара с китайской спецификой и социальной драмы. Сюжет вытекает из вышесказанного: уволенный из органов следователь ищет серийного убийцу, попутно влюбляясь в стереотипную роковую красавицу, сотрудницу прачечной. «Черный уголь, тонкий лед» неожиданно для многих получил «Золотого медведя», главный приз Берлинского фестиваля, обойдя несколько мощных соперников Но фильм Дяо Инаня стоит посмотреть не только по этой причине, а еще и для того, чтобы получить представление об одном из значительных явлений новейшего китайского кинематографа, очень сильного и самобытного: начиная от шедевров Цзя Джанке и закаечивая радикальными документальными лентами Ван Бина (например, фильма «Пока безумие нас не разлучит» про будни пекинской психушки).

  • «Комбинат "Надежда"», реж. Наталья Мещанинова

    Полнометражный игровой дебют режиссера и сценаристки Натальи Мещаниновой, которая, в частности, была сорежиссером выдающегося сериала Валерии Гай Германики «Школа». Главная героиня, двадцатилетняя девушка, живет в суровом пролетарском Норильске, пьет водку с друьями и общается по скайпу с возлюбленным, который переехал «на материк», а ее за собой не очень-то зовет. Фильм был восторженно принят критиками на «Кинотавре» и зрителями — на Роттердамском фестивале. Однако шансов у широкого зрителя увидеть эту точнейшую, невероятно энергичную и тонкую драму в кинотеатрах пока нет никаких: матом в данном случае не ругаются, а обыденно разговаривают.

  • «Отрочество», реж. Ричард Линклейтер

    Линклейтер, один из самых романтичных и печальных режиссеров на свете, в течение 12 лет снимал жизнь одного мальчика: от 6 до 18. Почти трехчасовая лента практически лишена сюжета в общепринятом киносмысле: герой живет с сестрой и матерью (Патриция Аркетт), временами заходит отец (Итан Хоук, линклейтеровский любимый актер), происходят мелкие неурядицы и серьезные открытия. Один из самых интригующих, формалистических и спорных фильмов года: одни восторженно называют эксперимент Линклейтера шедевром, показавшим новый горизонт кинематографического языка, другие называют «Отрочество» самым переоцененным в последнее время авторским произведением.

  • «Ревность», режиссер Филипп Гаррель

    Театральный актер с идущей в гору карьерой (Луи Гаррель, сын режиссера, снявшийся практически во всех его фильмах) бросает жену и дочь ради инфернальной коллеги (Анна Мунгалис), которая боготворит Маяковского. Культурный подтекст последним фактом дан открыто: перед нами парафраз истории жестокого романа Владимира Владимировича с безжалостной Лилей Брик. Строго говоря, «Ревность» в начале года показали в паре кинотеатров, однако вряд ли многим удалось ее увидеть. Между тем, по меркам Гарреля-старшего, бескомпромиссного эстета, снимающего на черно-белую пленку про собственную молодость и рефлексирующего над поворотной ее точкой, студенческой революцией в мае-1968, — это очень доходчивое, простое, увлекательное кино.

     
     
     
  • «Мы лучшие!», режиссер Лукас Мудиссон

    Три девочки-подростка в Стокгольме середины 80-х решают создать панк-группу: все трое, разумеется, в школе проходят по категории непопулярных и странных, инструментов пока нет, а панк-рок лет пять как вышел из моды. Шведского режиссера Мудиссона за его бурную карьеру шарахало из стороны в сторону: от нежной лесбийской акварели «Гребанный Омоль» до мрачного социального комментария про брошенных детей «Лиля навсегда» (с Оксаной Акиньшиной в главной роли), от ностальгической истории распахдающейся хиппи-коммуны «Вместе» до неописуемой безысходной чернухи «Дыра в сердце». Новый фильм Лукаса — самый светлый не только в его фильмографии, но и в этой подборке.

     

Артем Лангенбург,
Комментарии

Наши проекты