5 лучших фильмов-катастроф

Глядя, как нашествие смерчей грозит уничтожить пол-Америки в премьере «Навстречу шторму», наш кинообозреватель Дмитрий Буныгин составил свою ультимативную подборку картин, где человечеству грозит смертельная опасность.

  • «Перевал Кассандры»

    («The Cassandra Crossing», 1976)

    Режиссер Джордж Пан Косматос

    Трансконтинентальный экспресс «Женева-Стокгольм» бодро шевелит колесами, до отказа набив себя разношерстным людом. В уютных купе ожидают своей остановки нейрохирург с мировым именем (Ричард Харрис), модная беллетристка (Софи Лорен), мелкий спекулянт (Ли Страсберг), ручной жиголо (Мартин Шин) со своей хозяйкой (Ава Гарднер) и еще добрая тысяча душ. Напрасно старушка ждет сына домой: по вагонам свободно бродит шведский террорист (Лу Кастель), который незадолго до того устроил перестрелку в экспериментальной лаборатории Международной организации здравоохранения и по неосторожности подхватил неизлечимую форму легочной чумы.

    Вагон и маленькая тележка фильмов-катастроф, снятых в 70-е вслед за коммерческим успехом «Аэропорта» и «Землетрясения», в наши дни можно смотреть разве что из ложно понятого чувства ностальгии. Так не лучше ли тогда обратиться к проверенному специалисту — полиглоту и букинисту Джорджу Пану Косматосу, в дальнейшем славному своими дурковатыми и бесстыже-вторичными, но визуально неотразимыми боевиками (сиквел «Рэмбо», «Кобра», «Тумстоун»).

  • «Аполлон-13»

    («Apollo 13», 1995)

    Режиссер Рон Хауард

    Проблемы у Хьюстона начались прямо со старта космического корабля «Аполлон-13» 11 апреля 1970 года — отключился центральный двигатель второй ступени. Третьи сутки полета запомнились аварией на служебном модуле, после чего невозможность навигации и дефицит пресной воды сделали прилунение абсолютно невозможным. Напряженная неделька выдалась и непосредственно у членов экипажа: опытного командира Джима Ловелла (Том Хэнкс) и новичков — пилота командного модуля Джека Суайгерта (Кевин Бейкон) и пилота лунного модуля Фреда Хейза (Билл Пэкстон).

    Ко второй половине 90-х жанр фильма-катастрофы зачем-то вылез из своей заросшей могилы, на-гора наплодив целый выводок «Ураганов», «Ливней» и других «Армагеддонов». Из этого сора заслуживают внимания, пожалуй, лишь «Титаник» (прежде всего, крепкая сентиментальная мелодрама, а потом уже демонстрация непрочности обшивки правого борта трансатлантических лайнеров) и его космический аналог «Аполлон-13», который вместе с предыдущими опытами Рона Хауарда — «Обратной тягой» и «Газетой» — составляет условную трилогию остросюжетных производственных драм.      

     

  • «Заражение»

    («Contagion», 2011)

    Режиссер Стивен Содерберг

    Вскрыв черепную коробку Элизабет Эмхофф (спустя 16 лет после триллера «Семь» Гвинет Пэлтроу снова играет мертвую голову), медики крестятся и шлют сигнал опасности всем постам: «Эпидемия!». Поздняк метаться — заразительный кашель, словно красный смех из одноименного рассказа Леонида Андреева, уже вовсю гуляет по странам и континентам.

    Вполне вероятно, что все обстояло так: Стивен Содерберг втайне ото всех снял полноценный и гипотетически популярный мини-сериал, а затем по неизведанным причинам вырезал из каждой серии по десять минут, смонтировал эти куски в логической последовательности и выпустил в прокат получившийся фильм длиною в полтора часа с копейками. Как результат, аттракцион бессмысленной щедрости под названием «Заражение» вызывает смешанные чувства — упоение пополам со жгучим сожалением. Впрочем, позднее, в 10-серийной «Больнице Никербокер», этот режиссер уделил теме врачевания гораздо больше времени.

  • «Меланхолия»

    («Melancholia», 2011)

    Режиссер Ларс фон Триер

    У копирайтерши рекламного агентства Жюстин (Кирстен Данст) хорошо получаются две вещи: срывать дедлайны и портить свадьбы (в данном случае — свою собственную). Вот что творит с людьми кризис младшего возраста, помноженный на отвратительные погодные условия. Ведь по новейшим сообщениям синоптиков, в скором времени многомиллиардное население Земли окочурится вследствие неминуемого лобового столкновения с невесть откуда несущейся планетой Меланхолией.

    С Ларса фон Триера спрос небольшой: будь у датского подстрекателя лишний билетик на машину времени, он бы перво-наперво отправился в прошлое, чтобы лично вручить сценарий «Меланхолии» каждому из своих кумиров — Карлу Теодору Дрейеру, Ингмару Бергману и Андрею Тарковскому. Увы, пока что Триер приходится все делать самому – абы как, доверившись давно сбитому нюху. Мимо этих семейных этюдов быстрого приготовления так и хочется проскользнуть, демонстративно отгородившись ладонью — подобно эпизодическому персонажу «Меланхолии», свадебному организатору в исполнении Удо Кира.

  • «Сан-Франциско»

    («San Francisco», 1936)

    Режиссер Вудбридж Стронг Ван Дайк

    Весна 1906 года. Заносчивый фат Блэки Нортон (Кларк Гейбл) известен всему кварталу красных фонарей Бербери Коуст как владелец ночного шалмана с пышным названием «Рай». Словно тяготясь столь широкой, однако сомнительной славой, Блэки вступает в предвыборную гонку за теплое местечко члена городского наблюдательного совета Сан-Франциско (эту должность, между прочим, занимал гей-активист Харви Милк). Честолюбивый план ставят под угрозу два обстоятельства: появление в здешних краях оперной певицы-самородка Мэри и 7-балльное землетрясение…

    Хотя «Сан-Франциско», один из первых звуковых фильмов-катастроф, определил лицо жанра на десятилетия вперед, сам по себе он будет интерен скорее любителей традиционной голливудской музыкальной мелодрамы. Создатели ленты, а среди них и неуказанный в титрах Дэвид Уорк Гриффит, приберегли сейсмическую катастрофу на финал. Таким образом, внезапные подземные толчки станут неприятным сюрпризом и для героев ленты, и для усыпленных оперными ариями зрителей.  

sobaka,
Комментарии

Наши проекты