How to: Как организовать кинофестиваль

В Петербурге каждый месяц проходит не по одному тематическому фестивалю музыкального, корейского, французского, ЛГБТ и даже велокино. Мы составили практичную инструкцию как организовать свой.

 1. Определить тему и цель фестиваля 

Условно, все небольшие кинофестивали в городе можно поделить на жанровые и социальные. И если цель первых — показать лучшие фильмы на заданную тему, то вторые стараются привлечь к содержанию фестиваля внимание и создать широкий общественный резонанс. Выбирая тему лучше сразу представлять себе, какую аудиторию можно ей привлечь, потому что, в конечном счете, от этого будут зависеть сборы. Личные предпочтения здесь, скорее приятный бонус, нежели опора, а вот общественные тенденции и европейский опыт могут помочь. Например, никто еще не додумался в России сделать аналог испанского Sitges - международного кинофестиваля фантастики или хоррор-фестиваля Night Visions в Хельсинки.

Марианна Ежова, координатор РООИ «Перспектива»:

Создавая наш кинофестиваль «Кино без барьеров», мы исходили из того, что общество не знает о проблемах, возможностях и правах людей с инвалидностью. Большинство людей находится во власти стереотипов по отношению к ним. Между тем, многие люди с инвалидностью имеют и желание, и потенциал стать активными членами общества. Самый важный барьер, который надо преодолеть — это преломить отношение общества к принятию людей с инвалидностью, добиваться, чтобы дети учились в школах, дружили со своими сверстниками, работодатели приглашали на работу людей, имеющих инвалидность.

 2. Бюджет 

Прежде, чем приступить к поиску финансов для проведения  кинофестиваля , необходимо составить детальную смету. Бюджет может произвольно включать в себя следующие позиции: аренда зрительного зала, перевод фильмов или субтитры, дизайн и изготовления печатной рекламной продукции (афиши, флаеры, программки и другое), создание видео или аудиопродукции для рекламы фестиваля (видеоролики, реклама на радио, трейлеры), расходы на рекламу в СМИ и зарплата сотрудникам.

Дмитрий Коновалов, координатор Beat Film Festival в Петербурге:

Над московским Beat Film Festival постоянно работает около 10 человек, включая организаторов Кирилла Сорокина и Алену Бочарову, пиарщиков, технических специалистов и переводчика. А в Петербурге, не без их помощи, справляются двое: я, в качестве координатора и PR-менеджера, и дизайнер Ольга Марченко. Если ваш фестиваль проходит не в кинотеатре, то помните, что кто-то должен продавать билеты, выключать свет в зале и запускать фильм после приветственного слова — либо ищите помощников, либо будьте готовы работать на разрыв. А деньги на рекламу вообще могут не понадобиться, если вы хорошо продумали пиар-компанию, которая зависит только от вашей личной креативности и умения налаживать связи

 3. Поиск спонсоров

Необходимо подготовить концепт-заявку с описанием вашего фестиваля и составить список потенциальных спонсоров: людей, компаний или фондов, которые тоже могут быть заинтересованы в его проведении.
Не надо пугать спонсоров общим бюджетом, лучше разделить его на части и объяснить, что вы обратились и в другие компании с просьбой поддержать вас. При этом не стоит игнорировать органы власти, тот же Комитет по культуре или Комитет по делам молодежи. Во-первых, они регулярно объявляют конкурсы на гранты для творческих объединений. Во-вторых, даже если в деньгах вам откажут, могут помочь предоставить помещение со льготной арендной стоимостью или поддержать информационно. В сборе средств также могут помочь краудфандинговые платформы. Самый известный из таких ресурсов Kickstarter, в России его нишу занимает Planeta.ru, где собирают деньги на свои альбомы «Сплин», «Би-2» и Animal ДжаZ. Обязательное условие — презентовать проект, у которого есть четкая конечная цель например, издание альбома, книги или же запуск нового кинофестваля в России. Среди ресурсов попроще: boomstarter.ru и crowdsourcing.ru.

 4. Отбор фильмов

В идеале — на крупных международных фестивалях должен присутствовать человек, который занимается тем, что «отлавливает» режиссеров или агентов и договаривается с ними о коммерческом или некоммерческом использовании их фильмов на фестивале. На практике такое можно встретить нечасто. Самый простой путь легально показать фильм — связаться с режиссером лично, сделать это через компанию-прокатчика, либо попросить права на показ фильмов у другого фестиваля (как правило, договора заключаются на длительный срок). Еще один способ — объявить на сайте фестиваля конкурс видеофильмов на заданную тему и попросить присылать их вместе с заявкой, где прописан пункт о согласии на одноразовый прокат.

Марианна Ежова, координатор РООИ "Перспектива"


Обязательно в форме участника пропишите пункт что потом автор дает (или не дает) разрешение на дальнейшие некоммерческое использование своей работы. Можно также поставить пункт, связанный с разрешением показа фильма после  кинофестиваля  на телевидении. Но, по опыту проведения Кино без барьеров, большая часть авторов свое согласие на это не дает, так как сами напрямую общаются с телевидением, и напрямую договариваются о показах своей работы.»

 5. Выбор площадки 

Дмитрий Коновалов, координатор Beat Film Featival в Петербурге:

Выбор площадки зависит, в большей степени, от бюджета мероприятия, от количества зрителей, которое вы рассчитывайте принять, и от тематики самого фестиваля. Здорово, если формат площадки будет хотя бы косвенно совпадать с темой кинофильмов. Площадок в Петербурге, на которых можно устроить фестиваль множество, начиная от кинотеатров вроде «Формулы кино», «Родины» или «Дома Кино» и заканчивая арт-пространствами («Ткачи», «Тайга», «Море»). Когда я составлял первый подобный список, у меня было около 10 вариантов. При выборе площадки важно обратить внимание на ее техническое оснащение. Например, в некоторых местах есть большая стена, на которую можно проецировать изображение, но нет самого проектора и звуковой аппаратуры. Значит на организаторов лягут дополнительные расходы. Когда с основными вариантами площадок вы определились, встает вопрос о стоимости аренды. Здесь у всех своя схема — некоторые кинотеатры берут 50% от доходов фестиваля, а другие просят фиксированную сумму за аренду помещения. Если желания и возможности совпадают – заключается договор. Можно арендовать не специализированные помещения ровно на количество часов, которые будут идти фильмы. Если вы представляете 4 картины, то можно арендовать зал на 5 часов в неделю, чтобы не платить лишнего.»

 6. Обратная связь

Зрителям интересно не только смотреть фестивальные фильмы, но и принимать участие в обсуждении просмотренного. Важно дать возможность высказать свое мнение, а также задать вопросы, узнать детали съемок от создателей фильмов напрямую. Для этого в ходе кинофестиваля устраиваются дискуссии по окончании дня, встречи с режиссерами или их мастер-классы.

Александра Козлова,
Комментарии

Наши проекты