18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

10 фактов об арт-центре «Пушкинская-10»

Цитадели петербургского андеграунда, ставшей одной из достопримечательностей города, в марте этого года исполняется четверть века. Мы вспомнили самые яркие моменты в истории арт-центра.

Лет тридцать назад ленинградские жилищно-коммунальные службы начали расселять дом № 10 по Пушкинской улице, требующий капитального ремонта. Но вспыхнувшая перестройка приостановила реконструкцию, и шестиэтажное здание стояло пустым, при том, что к дому были по-прежнему подведены электричество, вода, газ. Согласно официальной легенде, несколько свободных художников во главе с Сергеем Ковальским и Юлием Рыбаковым промозглым весенним вечером 1989-го, выпивая портвейн в сквере у памятнику Пушкину, решили туда самовольно вселиться.
Художественный сквот, в отличие от аналогичных образований, с конца 80-х появлявшихся в городе, очень быстро приобрел полузаконный статус: был официально зарегистрирован фонд «Свободная культура», который, переименовавшись в «товарищество», управлял арт-центром и в дальнейшем. В пустующих квартирах огромного дома расположились мастерские художников, многие из которых есть там до сих пор: например, мастерская легенды ленинградского арт-нонконформизма Бориса (Боба) Кошелохова
В 1993 году в эфире радиостанции BBC, в эпохальной авторской передаче пропагандиста русского рока Севы Новгородцева «Севооборот» два Сергея (основатель сквота Ковальский и грандиозный мистификатор Курехин и Ковальский) в качестве розыгрыша объявили о независимости «Пушкинской-10» как самостоятельного государства. В каждой шутке есть доля правды: в первой половине 90-х андеграундный анклав был и нашим аналогом копенгагенского квартала Христиании, и одним из нескольких центров (наряду, например, со сквотом на Фонтанке-145, колыбелью российского рейва), альтернативных царившему в Петербурге тех лет бандитско-коммерсантовскому дикому полю.
Музыкально-артистический клуб «Арт-клиника», основанный художником и шоуменом Кириллом Миллером, возник на базе подпольной миллеровской галереи имени Сальвадора Дали. Расположенное во флигеле левого двора заведение, пробираясь к которому можно было сломать ноги, было славно в 1995-97-м не только крайне дешевой водкой и дичайшим интерьером, но и крайне яркими концертами «Колибри», «Н.О.М.» и других музыкантов, а также перформансами арт-группы «Новые Тупые» и прочими арт-событиями.
Инди-бизнес с какого-то момента также обжил территорию «Пушкинской-10»: тут появился один из первых в Петербурге секонд-хендов, в магазине «Нирвана» продавали аудиокассеты с редчайшими альбомами Фрэнка Заппы, британским апокалиптическим фолком и только набиравшим силу модным брит-попом, а начиная с 1998-го года во флигеле обосновался диджейский магазин «База» с виниловыми пластинками и всевозможным дискотечным оборудованием, мекка рейверов эпохи упадка жанра
Лакомый кусок бесхозной недвижимости в историческом центре города, разумеется, рано или поздно должен быть привлечь пристальное внимание коммерческих структур: с середины 90-х вольные поселенцы «Пушкинской-10» вели позиционные войны с претендентами на полезную площадь и крышевавшими их чиновниками. Ближе к концу правления мэра Анатолия Собчака компромисс был найден: художников обязали освободить две трети помещений, но зато оставшуюся треть власти города взялись отремонтировать. Впоследствии, уже в пору губернаторства Владимира Яковлева, арт-центр даже получал небольшие субсидии из городского бюджета.
Символ советско-хипповско-митьковского бэкграунда «Пушкинской» — Храм Любви, Мира и Музыки имени Джона Леннона, фанатский музей, созданный художником, коллекционером и битломаном-энтузиастом Николаем Васиным (кроме прочего, отцом лидера группы «Кирпичи»). В Храме регулярно чествуют дни рождения «битлов» и отмечают всевозможные праздники вроде Дня Пластинки-на-Костях или Дня Сержанта Пеппера.
Главные собственно художественные единицы, по сей день действующие в рамках арт-центра, — это, во-первых, Музей нонконформистского искусства, выставочное и архивное пространство, сосредоточенное на «второй волне» ленинградского авангарда 70-90-х; во-вторых — галерея Navicula Artis, уникальная площадка, существующая в скудном петербургском арт-ландшафте с 1992-го года (на «Пушкинскую-10» Navicula Artis перебралась из Дворца Труда спустя шесть лет): кураторами галереи были Иван Чечот и Глеб Ершов (остающийся директором NA и поныне), а выставки здесь случались самые разные: от неоклассицистских работ позднего Тимура Новикова до инсталляций Петра Белого.
Средоточие сегодняшней культурной жизни в арт-центре с входом с Лиговского проспекта — инди-клуб Fish Fabrique. Первая инкарнация «Фишки» открылась осенью 1994-го концертом только набиравшей тогда обороты Tequilajazzz. По сравнению с декадентской и расхлябанной «Арт-клиникой», у клуба была куда более суровая и брутальная аура. После реконструкции Fish Fabrique переехала в помещение поприличнее: дизайн пространства делали художники из группы «Речники» и Инженерного театра АХЕ. Начиная же с 2010-го, когда клуб занял целый этаж «Пушкинской-10», это одна из ведущих альтернативных концертных площадок города: с кинопоказами, концертами Love Cult, «Краснознаменной дивизии имени моей бабушки» и других передовых отечественных музыкантов, а также западных гастролеров.
13 марта надвигающийся юбилей «Пушкинской-10» был отмечен большим помпезным концертом в Большом концертном зале «Октябрьский»: легендарный дом со сцены поздравляли Юрий Шевчук, Вячеслав Бутусов и Борис Гребенщиков: у каждого, понятное дело, с арт-центром связано многое: двадцать седьмой номерной альбом «Аквариума», например, такое название и носит.
Следите за нашими новостями в Telegram
Места:
Арт-центр «Пушкинская 10»
Люди:
Борис Гребенщиков, Сергей Курехин, Юрий Шевчук

Комментарии (0)