Трон для коронации и столик для отречения

Алла Эбель, директор группы компаний «День & ночь», и с февраля нынешнего года успешный лектор, продолжает на страницах «Ekb.Собака.ru» рассказы на тему истории мебельного дизайна в рамках проекта «Короли и комоды».

Обычно  периоды существования интерьерных стилей датируются приблизительно, плюс-минус десятилетие. С ампиром все по-другому. Даты его возникновения и заката мы можем определить довольно точно, поскольку появление, расцвет и закат этого стиля тесно связаны с  судьбой Наполеона Бонапарта, а этот человек привык получать все, что ему было нужно, и получать быстро, касалось ли это осажденных крепостей, женщин или архитектурных стилей.

Начиная с середины XVIII века в Европе господствующим архитектурным и интерьерным направлением был неоклассицизм, то есть возрождение классических, характерных для Древней Греции и Древнего Рима принципов, среди которых – взвешенные пропорции, симметрия и выверенность прямоугольных форм. Этот, как сегодня бы выразились, «тренд» был очень востребован на волне усталости, даже пресыщения буйством криволинейных линий рококо и барокко.

18 брюмера VIII года (18 ноября 1799 года)  Наполеон Бонапарт совершает государственный переворот и объявляет  себя первым консулом Империи. С этого дня взвешенность и спокойная гармоничность как принцип построения интерьеров больше не устраивают амбициозного корсиканца. Наполеон всегда живо интересовался развитием мануфактур французского текстиля, фарфора и мебели, поощряя увеличение их производства во славу Франции. Теперь у него есть конкретный заказ: ему нужны предметы, в каждой детали которых – величие и  прославление военной мощи. Он хочет помпезности, характерной для позднеримского стиля, желает золотых орлов, пальмовых ветвей и лавровых венков. Поэтому  Наполеон привлекает главных архитекторов французского ампира  Шарля Персье и Пьера-Франсуа Фонтена – именно им было поручено оформление Мальмезона и Фонтенбло, они спроектировали Триумфальную арку и  императорский кабинет в Тюильри.  

В 1804 году Бонапарта коронуют как Императора Франции,  и к этому времени ампир как архитектурный и интерьерный стиль приобретает законченные очертания. Коронационный трон Наполеона, а также его трон в Фонтенбло – воплощение стиля ампир в мебели с максимальным использованием личной символики: тут и латинская буква N, и изображения пчелы, трудолюбием которой восхищался император, тут и звезды, и иероглифы.

Мебель стиля ампир, или имперского стиля, – это предметы с прямоугольными формами, симметричные, подчеркнуто торжественные и статусные,  отделанные  большими фрагментами цельного шпона и украшенные выделенной позолотой или черной краской барельефной или скульптурной резьбой с военной символикой. 

Очень популярны в этом стиле изображения мифических животных: грифонов (голова орла – тело льва), виверн (голова дракона – тело змеи), сфинксов (голова человека – тело льва) и прочих, самых невероятных гибридных соединений.

Характер  и стиль жизни Бонапарта как главного заказчика стиля отразился в одной очень важной вещи: историческая ампирная мебель была призвана подчеркивать величие владельца, поражать и подавлять посетителя, но при этом вовсе не была удобной. Кровати были узкими и походили на походные, стулья и кресла имели слишком прямые спинки, и неудивительно: понятия неги и расслабления, столь важные для салонного барокко и рококо, были Наполеону, трудоголику, спавшему по  несколько часов в сутки, не задумывавшемуся о личном комфорте, совершенно чужды.

Интересно наблюдать, как в ампирной мебели отразились обстоятельства личной жизни и карьеры Наполеона, а также экономические факторы десятилетия. Так, поход в Египет, хотя и неудачный с военной точки зрения, привел к увлечению египетскими элементами и темами, которые считаются характернейшими для ампира.

Нужно отметить личную роль барона Доминика Вивант-Денона, который  был в этом походе вместе с Бонапартом и сделал там, по словам очевидцев, буквально под огнем противника, массу зарисовок, которые впоследствии издал под названием: «Путешествия по Нижнему и Верхнему Египту».

Египтомания захлестнула Францию, придя на смену «шинуазри», увлечению китайской орнаментикой.

В 1804 году Наполеон назначил Денона директором Национального Музея, позднее переименованного в Лувр. 

Именно Денону мы должны сказать спасибо за тот музей, который видим сегодня: помимо древностей, вывезенных из Египта, Денон обогатил его собрания награбленным французами в Австрии, Испании, Польше, Италии. Еще бы, ведь Наполеон Бонапарт считал Францию лучшим местом для хранения произведений искусства.

Еще один символ ампира связан с личной жизнью императора. Это лебедь, мирная птица, символ верной любви до самой смерти. Она появилась среди грифонов, перекрещенных мечей и щитов лишь потому, что ее обожала Жозефина Богарне,  возлюбленная Наполеона и его первая жена.

Надо отметить, что в ампирном декоре лебедь выглядит уже не так мирно: клюв обычно  заострен, как наконечник копья, и  перья расправлены так, будто это оперенья стрел, разложенных в колчане.

Что касается влияния экономики, то в 1806 году Англия, имевшая в то время тотальное господство на море, объявила Франции так называемую «континентальную блокаду», в результате которой ни одно судно под нейтральным флагом не имело права входить во французские порты. Импортировать древесину  стало невозможно, поэтому Наполеон поощрял использование местных пород, таких как вяз, ясень, платан и тис. Поскольку экзотических пород дерева почти не стало на рынке, в период Империи практически исчезло искусство инкрустации, сменилось модой на цельное покрытие шпоном.

Стиль Империи в течение десятилетия триумфально прошел по многим королевским дворам Европы, но и дата его заката известна нам с точностью до одного дня – это 6 апреля 1814 года, дата отречения Наполеона Бонапарта от престола.

Это произошло в Фонтенбло, и каждый, кто там побывал, видел скромный круглый стол на центральной опоре, за которым император поставил решающую подпись под отречением. «Нет такой личной жертвы, которой бы я не принес для блага Франции», – написал он.  

Этот неброский столик из красного дерева находится буквально в соседнем зале с тронным залом, где царит знаменитое кресло в темно-синем бархате: «sic transit gloria mundi», – лезет в голову банальная фраза... Хотя сам Наполеон никогда не обращал внимания на банальности. 

И слава его не померкла с отречением и изгнанием, даже с его смертью. Она жила и распространялась по миру, притом, довольно странными, «загогулистыми» путями. Мебельный стиль Империи, например,  быстро забытый в Европе, очень надолго прижился в России, победительнице Наполеона, – он обрел черты и название «русского ампира», и даже разделился на московский и санкт-петербургский.

  • Место для обязательного посещения: 

    Дворец Фонтенбло – первая королевская резиденция, построенная для пребывания и развлечения монарха без какой-либо оборонительной функции. Был заложен посреди старинных охотничьих угодий французской короны Франциском первым. После постройки Версаля был забыт и обветшал. Но Наполеон вернул ему былой блеск. При нем интерьеры дворца, построенного изначально в стиле маньеризма, переделаны в духе ампира. 

  • Интересный мебельный предмет: 

    столик-геридон, обычно на треногой опоре. Именно здесь краснодеревщики давали простор фантазии, используя фигуры грифонов, орлов и сфинксов.

  • Типичный орнамент на ткани: 

    лавровый венок, в Древнем Риме украшал голову Цезаря, символ победы и абсолютной власти.

  • Основной декоративный прием: 

    декорирование контрастными по цвету скульптурными элементами, фигурами мифических животных, композициями из оружия.


  • Автор: Vr-ekb
  • Опубликовано:

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также