18+
  • Город
  • Наука и образование
Наука и образование

Директор гимназии № 8 «Лицей им. С.П.Дягилева» Андрей Кадочников: Я не эзотерик, но уверен – школа живая, наполненная чистой детской энергией

Переступив порог школы в 1986 году учителем математики, сегодня директор одного из самых престижных учебных заведений – гимназии № 8 «Лицей им. С.П.Дягилева» отмечает «сказочный» профессиональный юбилей – тридцать лет и три года. Статус: вдохновлен и настроен решительно.

Вашу гимназию сравнивают с «пансионом для благородных девиц и отроков». Почему?

Наша система «две  школы в одной» уникальна. В Урало-Сибирском регионе, а то и в России, такой больше нет. Главный принцип – гармоничная интеграция классического гимназического и дополнительного образования. Дети не знают другой жизни, кроме как быть занятыми с  восьми утра до шести вечера. Первая половина дня – гимназический цикл. После обеда – дополнительное образование по разным направлениям. Потом полдник и время прогулок и самоподготовки.   такая система дисциплинирует учащихся. Но не перегружает. Занимаясь искусством, дети развивают не только творческие способности, но и навыки общения, вырабатывают психологическую устойчивость. В школе сильны вертикальные связи – ребенок вынужден учиться целый день коммуницировать, репетировать, тренироваться с другими, старшими или младшими. Его сознание расширяется. Все это помогает в будущем самоопределении. Некоторые выпускники, когда поступают в университет, шутят, что для них непривычно освобождаться в два часа дня. Поэтому они начинают заниматься общественной деятельностью, участвуют в разных проектах и активностях.

Ключевые принципы обучения?

Каждый ребенок изначально полимодален. Он слышит, видит, чувствует, эмоционирует. И это нужно развивать. Цели вырастить профессиональную балерину, художника, спортсмена или вокалиста не стоит. Хотя наши выпускники танцуют в Мариинке, выставляются в престижных галереях, побеждают в международных вокальных конкурсах, носят титулы чемпионов Европы по карате. Дети с первого класса приучаются к тому, что жизненный успех во всех его ипостасях – это лишь на десять процентов талант и удача, а на девяносто – усердный труд. Например, у балерин восемь часов в неделю работа со станком, и этим занятия не ограничиваются. Они самые дисциплинированные дети. Трудолюбие и организованность помогает нашим выпускникам по жизни, даже если в дальнейшем они не будут связаны с искусством. 

Все дети разные. Какова система оценки и мотивации?

Теорему Пифагора и правописание шипящих должны знать все. Что касается искусства, где задачи более индивидуальные, оценка может быть дана более мягко. Например, у одного ученика хорошо получаются портреты, а у другого – пейзажи. И они оба молодцы. Положительная мотивация просто необходима. При этом нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя в школе, как цветы в парнике. Стекло разобьется и цветок погибнет. Ребенок должен понимать, что без труда, без усилий, иногда через «не хочу» ничего не получится. 


Я не эзотерик, но уверен – школа живая, наполненная чистой детской энергией

В чем миссия современной школы?

В знаменитом романе Джерома Сэлинджера как-то прочитал строки, которые очень запали мне в душу и очень точно отражают работу всех учителей: «Знаешь, я себе представил, как маленькие ребятишки играют вечером в огромном поле, во ржи. Тысячи малышей, и кругом — ни души, ни одного взрослого, кроме меня. А я стою на самом краю скалы, над пропастью, понимаешь? И мое дело — ловить ребятишек, чтобы они не сорвались в пропасть. Понимаешь, они играют и не видят, куда бегут, а тут я подбегаю и ловлю их, чтобы они не сорвались. Вот и вся моя работа. Стеречь ребят над пропастью во ржи». Обычно школу воспринимают, как подготовку к дальнейшей жизни. Я уверен в другом: школа – это и есть жизнь. Ребенок проживает здесь столько эмоций, сколько некоторые за всю оставшуюся жизнь могут не испытать. И наша задача состоит в том, чтобы эта жизнь была полноценной, во всем ее многообразии. Я, конечно, не скажу, что летают ангелы по коридорам. Всякое бывает. Случаются и победы, и поражения, которые нужно учиться преодолевать. И в этом мы тесно сотрудничаем с родительским сообществом. И, конечно, стараемся соответствовать времени, вводим новые предметы. На классической хореографии, например, дети учат современный танец хип-хоп.

Ваш статус в VK: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла» – звучит, как твердое намерение добиваться успехов всегда и везде.

Пожалуй. Один из моих уважаемых коллег сказал как-то «Директора школы не должно быть много, но он всегда должен быть рядом». Один из моих жизненных и управленческих принципов– «города берут солдаты, а сдают – генералы». Потому своих педагогов прошу делать свое дело по максимуму – учить, воспитывать детей. А волноваться, переживать и получать по шее буду я – это и есть работа руководителя. В гимназии работает сто двенадцать педагогов – это больше, чем во многих школах города. Две трети – учителя старой закалки. Приходит и молодежь – хорошая и разная. Бывает, что не приживаются. По разным причинам. Педагогика – это же не набор знаний. Скорее, как мы иногда шутим, «диагноз». А школа – живой организм, она либо принимает, либо отторгает. Я, например, не планировал посвящать себя школе. Но так сложилось, что после армии нужно было полгода работать. Решил попробовать. И вот уже четвертый десяток, как я «школьник». Как тут не поверить в судьбу? Ничуть об этом не жалею. Моя работа приносит мне счастье и вдохновение. Особенно, когда выпускники приводят своих детей в наш лицей.


Гимназия № 8 «Лицей им.С.П. Дягилева» была организована результате слияния школы-интерната и детской школы искусств. Это учебное заведение – самый настоящий бренд со своим гимном, гербом, флагом и целой плеядой знаменитых выпускников. Среди них – основатель группы «Сансара» Александр Гагарин, продюсер и телеведущий Даниил Макеранец, ресторатор Артем Дударенко, ««Мисс Россия-2017» Полина Попова, политики Александр Караваев и Григорий Вихарев и еще много самых разных и удивительных людей.  

Редактор: Валерия Рукавишникова

Комментарии (0)

Купить журнал: