18+
  • Город
  • Портреты
  • News
Портреты

Юрий Шалайко

Шестьдесят лет назад ведущий закройщик мужского VIP-ателье Sartoria per UOMO начал изучать портновское искусство – самый известный в Екатеринбурге мастер одевает в свои костюмы многих видных людей города и страны.

Это вы выбрали профессию, или она – вас?

Думаю, в моей жизни многое решал случай. Мы жили в Западной Украине, недалеко от польской границы. После войны, когда отец не вернулся, мама велела мне идти работать. Я уехал в горный мужской монастырь на территории Польши – там как раз набирали мальчиков для занятий по кройке и шитью. Я узнал все – и как мерки снять, и как кальсоны с сорочкой сшить. Однажды, возвращаясь в монастырь после визита домой, на польской границе попросили документы. У меня их не было – сгорели во время войны. Со мной ехала женщина – директор детского дома, которая меня и спасла, сказав, что я ее подопечный. Так я стал обучать шитью ребят в детдоме. Позже, на службе в армии, я попал в Свердловск – заведовал швейной мастерской при воинской части, а также успел окончить военные курсы закройщиков. Когда срок службы подошел к концу, я остался в Свердловске, работал в самых разных ателье и успел воспитать много молодых портных.

Кто ваш главный учитель?

У меня их было много – я обменивался опытом с коллегами в Риге, Киеве, Чехословакии. Некоторые идеи почерпнул у итальянцев, которые приезжали к нам. В каждом уголке мира шьют по-своему, и везде можно найти что-то интересное и полезное для себя.

Правда, что вы были знакомы с личным портным Сталина?

Будучи совсем юным мастером, я приехал в Грузию и, опять же совершенно случайно, познакомился с человеком, который шил костюмы советскому вождю. Он раскрыл секрет старинных мерок, благодаря которым на грузинах всегда идеально сидят брюки – при всей их полноте. Эти мерки не найти ни в одной книге по шитью – я пользуюсь ими до сих пор, поэтому клиент, один раз сшивший у меня брюки, всегда возвращается.

Своим ученикам этот секрет передавали?

Не время – я еще хочу поработать. Когда настанет пора уходить, я передам свой опыт. А вообще, многое зависит не от учителя, а от самого ученика – у него должно быть непреодолимое желание научиться, понять суть ремесла. А еще в нашей профессии большое значение имеет визуальное восприятие. Я, например, смотрю на клиента, сразу вижу особенности его фигуры и понимаю, как нужно шить вещь, чтобы она хорошо села. Можно объяснить ученику все тонкости искусства, но у него должно быть понимание и желание это искусство принять.

Должно ли быть доверие между клиентом и портным?

Безусловно. И для этого нужно добросовестно выполнять свои обязанности. Клиент может не увидеть какой-то мелкий изъян в костюме, но я как мастер не могу позволить себе отдать вещь даже с самым незначительным дефектом – работа должна быть выполнена идеально. Тогда появляется доверие. Кроме того, порой приходится быть психологом – часто клиент не знает, чего именно он хочет, я же должен предложить ему нечто подходящее его возрасту, статусу, росту, цвету глаз. Я стремлюсь к тому, чтобы образ получился гармоничным, модным и нравился заказчику.

Есть что-то, чего вы еще не знаете в своем ремесле, или же вы лишь оттачиваете мастерство?

Я постоянно слежу за модой – очень внимательно наблюдаю за тем, как одеваются знаменитости, политики в России и мире. Ведь мои клиенты – люди состоявшиеся, публичные, им необходимо выглядеть хорошо. Поэтому отслеживание модных тенденций – часть моей работы. Профессия требует постоянного развития, совершенствования навыков.

Что вы думаете о мужской моде в Екатеринбурге?

Я считаю, что мужчины в нашем городе одеваются красиво – они понимают, как важно хорошо выглядеть, носить качественные вещи. У нас много поклонников классической одежды, деловых костюмов. Но это вовсе не значит, что они консервативны – мои клиенты вполне современно мыслят. Сейчас среди них стало больше молодых мужчин, которые заказывают модные брюки узкого кроя. Вообще же, думаю, все заметили, что мода стала гораздо более неформальной – часто на официальные приемы люди надевают джемпера и джинсы. Пожалуй, это связано с жаждой свободы, в том числе и в одежде.

И все же многие до сих пор боятся шить на заказ.

Да, это так. Есть предубеждение, что в ателье ты приобретешь вещь худшего качества, нежели в магазине. Но я всегда уверяю в обратном – все мерки снимаю лично, чертежи строю сам, поэтому гарантирую клиентам качество. В свое время мы работали с итальянцами – костюмы, которые позже приходили от них, необходимо было переделывать. Проблема заключалась в том, что одежду конструировали компьютеры – машины, которые не могут учитывать всех особенностей фигуры заказчика.

У вас возникало желание уехать в Москву или за рубеж, и работать там?

Нет, я ведь такой домосед. У меня здесь семья – дети, внуки. А кто же им будет шить? Кроме того, я люблю свое дело и имею возможность совершенствоваться в нем, живя здесь – нужно уметь ценить то, что имеешь.

 

Во время службы в армии Юрий Станиславович занимался боксом и через полтора года получил звание мастера спорта. Легендарный уральский портной одевал многих знаменитых людей, среди которых был Борис Ельцин, высшая власть Свердловской области, руководители крупных предприятий.

 


Текст: Дарья Захарова
Фото: Артем Сурков

Комментарии (0)

Купить журнал: