18+
  • Развлечения
  • Музыка
Музыка

Маэстро Константин Чудовский: "Новое – это правильно понятое старое"

«Новое – это правильно понятое старое», – маэстро Константин Чудовский на правах главного дирижера «Урал Опера» обещает спровоцировать у публики «музыкальные мурашки», открывая 108­й театральный сезон аутентичным «Риголетто».

Почему для инаугурации выбрали именно это произведение?

За последние годы избаловал публику современными операми: «Три сестры», «Сатьяграха», «Греческие пассионы». Захотелось вернуться к основам, к классике. «Риголетто» – одна из самых хитовых опер. В этом и есть экзотика - гораздо сложнее и интереснее делать спектакль, который уже многократно сыгран. Я попытался вернуть то, что было в начале. По крайней  мере, с музыкальной точки зрения. Опера сверхгениальная, и основная задача – не испортить.

Что имеете в виду?

Максимальное приближение к первоисточнику.  Постановка обещает быть очень яркой. Основной оркестр, духовая «банда» за сценой и струнный септет на балконе – задействовано около девяноста музыкантов. Придумок много. Точнее, это не придумки, этого хотел Верди, уходя от бельканто в сторону искусства, совмещенного с драматическим театром. Например, хор за сценой без слов изображает бурю, вращающийся барабан трется о ткань и издает звуки, напоминающие раскаты грома, увертюра начинается траурным «мотивом проклятия», и сразу после этого на контрасте оркестр за сценой играет веселый бал у герцога. Верди описывает каждую деталь. Просто ее нужно увидеть и понять.

Так вы дешифровщик?

Именно. Композитор пропускает через себя то, что идет свыше, и записывает это на бумаге. Дирижер должен донести до зрителя созданное автором без искажений. Ответственность, конечно, колоссальная. Но это сакральный процесс. Кресло и партитура, больше ничего — открываешь ноты и погружаешься. Когда докапываешься до первоначального замысла автора, случаются невероятные открытия. И тут важно разделить их с музыкантами. Дирижер – это профессия, в которой нет технических критериев. Нельзя научить «правильным взмахам и движениям». Это вообще не про руки. Это про неосязаемое, про то, что идет изнутри и на уровне энергетики передается оркестру.

И наверняка – солистам?

Конечно. Оркестр и вокалисты – это семья. К тому же, в нашем «Риголетто» солистам помогает маэстро Массимилиано Булло из La Scala, из ныне живущих великих музыкантов наиболее «близкий» к Верди.  Он сорок лет проработал в легендарном итальянском театре с теми, кого я видел только на афишах — Риккардо Мути, Лорин Мазель, Клаудио Аббадо, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Лучано Паваротти. Под руководством Массимилиано Булло  талантливейшие солисты запели просто невероятно, усовершенствовали вокальную технику, основательно поработали над образами и итальянским произношением. Без ложной скромности скажу, что «Урал Опера» откроет сезон на очень высоком уровне. Надеюсь, зрители на премьере это оценят.

Каких эмоций публики ждете от «Риголетто»?

Самое большое желание, чтобы люди вышли из зала поменявшиеся, задумавшиеся. Верди написал изначально трагическую историю. Поэтому будут моменты страшные и очень трогательные. Контраст эмоций. И неожиданности. Например, на протяжении всей оперы появляется персонаж, который не поет, но играет - потрясающая режиссура Алексея Франдетти.

Вы безнадежно влюблены в музыку.

Я счастлив прикасаться к гениальному искусству. Музыка – это отдельная тема, неосязаемая. До картины, например, можно дотронуться, а музыку исполнили и – все. Ее больше нет. Остался только отпечаток в душе. Музыкантов не столько радуют материальные блага, сколько удачно взятая нота.Другой мир. И мне он очень нравится. 


В детстве ученик востоковедческого лицея считал, что дорога в мир нот ему закрыта: в музыкальной школе не учился. Разве что занимался частным образом на фортепиано. Но благодаря случайной встрече и огромной любви к музыке, Константин за год интенсивных занятий освоил семилетний курс музыкальной школы и поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончил с красным диплом. Дальше – больше: класс профессора Г.Н. Рождественского и красный диплом Московской консерватории по специальности «Оперно-симфоническое дирижирование». Сегодня карьера Константина Чудовского, главного дирижера  муниципального театра Сантьяго в Чили и «Урал Опера», насыщена разными жанрами – от Госоркестра имени  Светланова, «Русской филармонии» и «Геликон Оперы» до Венского камерного оркестра, Израильского симфонического оркестра Ришон-ле-Циона и Лионской оперы.

Текст: Наталия Каплун

Дата события:
17 октября 2019 года
Места:
Театр оперы и балета

Комментарии (0)

Купить журнал: