В Екатеринбурге прошел открытый симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации «Изменения и мобилизация: биеннале современного искусства как ресурс открытости территории»

7-8 октября 2015 в Екатеринбурге прошло крупное международное мероприятие — открытый симпозиум Всемирной биеннальной ассоциации «Изменения и мобилизация: биеннале современного искусства как ресурс открытости территории». Проект реализуется Всемирной Биеннальной Ассоциацией (IBA) и Уральским филиалом Государственного центра современного искусства.

Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства, отметила, что этот симпозиум и встреча экспертов мирового масштаба в Екатеринбурге стали возможны лишь благодаря поддержке со стороны бизнеса, интеграции культурных проектов в повседневную жизнь и успешной коммуникации всех партнеров, главным из которых в этом году выступил благотворительный Фонд В. Потанина.

Основной темой обсуждения в эти два дня стало объединение бизнеса и культуры в стремлении к одной цели. По мнению экспертов, масштабные культурные проекты позволяют мобилизовать имеющийся потенциал культурных и творческих институций, объединить интересы бизнеса, органов управления, культурных менеджеров, художников и населения. Именно поэтому разные регионы Европы и Азии делают ставку в своем развитии и позиционировании в глобальном мире на такие проекты. В условиях формирования Стратегии-2030 и поиска эффективных инструментов развития регионов и городов общей задачей видится организация в России проектов, которые могли бы превратиться в бренды мирового масштаба и демонстрировать как достижения культуры России, так и способствовать трансформации традиционных индустриальных пространств.

Итоги обсуждения столь важной темы теперь будут предложены региональным властям в Уральском Федеральном округе для совершенствования собственных стратегий развития до 2030 года. А также могут стать основой для инициирования долгосрочного партнерства между крупным бизнесом и культурными институциями.

Алиса Прудникова:

Я бы хотела поблагодарить Всемирную биеннальную ассоциацию и сказать о том, что сегодняшний день – это такая «сбыча мечт», потому что когда в 2010 году, когда мы делали первую биеннале, тогда же было объявлено о создании Всемирной биеннальной ассоциации, а в 2012 году после открытия 2-ой биеннале у меня была возможность посетить Всемирный биеннальный форум, и тогда я подумала о том, что показателем результатом успеха уральской биеннале будет в том, если нам удастся организовать встречу биеннальной организации в Екатеринбургеи Екатеринбург будет избран центральным местом для этого. И вот сегодня к нам приехало большое количество представителей из разных регионов всего мира – от Гаванны до Японии и вот эта невероятная география , та картина, что неважно, когда Екатеринбург находится действительно в глобальном контексте и в то же самое время здесь находятся представители из российских биеннале (сейчас у нас таких активных биеннале – 5, 2 проходят в Москве – это московская взрослая и московская молодежная биеннале современного искусства, биеннале в Ширяево, Уральская индустриальная биеннале, биеннале в Красноярске). Это основные игроки, для нас для всех важно обмениваться опытом и говорить о своих профессиональных проблемах в профессиональном кругу – это первая задача и первый день нашей обширной программы открытого симпозиума Всемирной биеннальной ассоциации.

Но в то же время мы понимаем, что когда назвали индустриальную биеннале «индустриальной» , это определенная ответственность и определенная тема и определенный контекст, в рамках которого мы задали себе работу. Это постоянное исследование того, что является индустрией и индустриальностью для современного общества, где вот эта грань между индустриальным и пост-индустриальным и как, собственно, мы можем работать с производствами как с их останками, заброшенными территориями, так и с действующими предприятиями, действующими бизнесами и собственно, индустриями, которые создают экономическую базу Екатеринбурга и Урала в целом. Эта тема актуальна не только для нашей территории, очень много городов в России и в мире работают с этим контекстом и вот , например, в 2014 году у нас появилась такая «младшая сестра» в Хорватии – индустриальная арт-биеннале, которая работает с контекстом старой угольной шахты, которую они мечтают превратить в целый подземный город, такой мощный туристический проект развития региона Истра в Хорватии. Все эти вопросы связаны с тем, что значат подобные проекты для региона, что значит такой мощнейший культурный десант для территории.

Обсуждению этих вопросов будет посвящен 2-ой день, когда представители власти, бизнеса и культурных институций, фонды, которые поддерживают, будут обсуждать, как наиболее эффективно наши потребности и возможности складывать. Все мы болеем за ту территорию, на которой живем и работаем, всем нам хочется, чтобы мы были максимально проявленные, развитые, и шагали с флагом лидерства далеко вперед.

Сегодня, когда формируется стратегия развития территорий и страны в целом до 2030 года, этот вопрос становится актуальным и в разработку этой темы активно включился Фонд Владимира Потанина и поддержка этого Фонда – это не только «сбыча мечт» Уральской индустриальной биеннале, но и стратегическая позиция Фонда.

Оксана Орачева, генеральный директор Фонда Потанина:

_ Мы очень рады, что при нашей поддержке сбываются мечты: в частности, мечта Уральской индустриальной биеннале провести встречу Всемирной биеннальной ассоциации именно в Екатеринбурге. Потому что мы видим свою цель в том числе и в том, чтобы наша мечта становилась реальностью, а Фонд, как организация, как институт имеет необходимые инструменты, которые позволяют этого достичь.

Для нас поддержка этого проекта неслучайна – в прошлом году фонд объявил о своей новой стратегии поддержки музеев, куда вписывается и Центр современного искусства, потому что музеи мы трактуем широко – не делим их на художественные, технические, исторические, т.е. как культурный институт и наша стратегия определяет три основных задачи, в которых мы, как благотворительный фонд могли бы оказать поддержку – мы считаем, что сегодня музей и другие культурные институты могут и должны становиться открытыми и доступными для всех. А когда мы говорим о открытости и доступности, мы подразумеваем не только привлечении посетителей и аудитории внутрь себя, но и выход за свои собственные границы, взаимодействие с местным сообществом, это привлечение самых разных людей к своей деятельности, это культура участия, которая сегодня активно развивается – кстати, именно в Екатеринбурге очень много таких проектов, кроме индустриальной биеннале. Т.е. мы хотели бы видеть музей вот такими открытыми для общества.

Вторая наша цель, которую мы ставим в рамках нашей поддержки – это то, чтобы культурные институты и музеи становились сегодня все больше центрами просвещения и образования в самом широком смысле этого слова – т.е. не только программы традиционные для детей, школьников или студентов, но и то, что нам всем помогает узнавать о собственном культурном наследии и о том, как это культурное наследие может повлиять на наше будущее.

И конечно же, любая организация, а культура особенно, не может существовать и быть успешной без конкретных людей, которые в ней работают. Поэтому мы считаем очень важным поддерживать и профессиональное развитие людей, работающих в этой сфере, предоставлять им возможности для профессионального роста, обменов и получения новых знаний.

И данный проект, на наш взгляд, отражает те цели, которые мы ставим. Два дня работы предполагают и открытие Уральской индустриальной биеннале более широкому биеннальному сообществу – с одной стороны, а с другой стороны, возможность посмотреть на свою собственную деятельность, на то что получилось, глазами коллег, получить такую обратную связь, которая всем нам необходима. Биеннале становится площадкой для этого диалога, диалога между разными участниками. И особенно ценно,  что в диалоге принимают участие как эксперты, специалисты в области культуры и искусства, специалисты по организации крупных культурных событий, каким является биеннале, так и представители других сфер, важных для развития культуры, а иногда может быть определяющих: органы власти, бизнес, благотворительные фонды, сообщества - все те, кто вовлечен в эту сферу.

Нам хотелось бы, чтобы этот диалог, здесь, в Екатеринбурге, был только началом некого большого движения, потому что мы не сможем осветить все темы здесь, найти ответы на все вопросы. Но мне кажется, очень важно, чтобы эти вопросы мы поставили на повестку дня и инициировали новый подход к крупным культурным событиям, чтобы менялись стереотипы- почему нужно поддерживать культуру.

Очень часто, когда мы говорим о поддержке культуры, мы воспринимаем это поддержку «во имя любви к искусству» - то есть нам не нужно доказывать, что поддержать культуру, и в том числе современное искусство – это хорошо, это позитивно. Это вроде бы настолько очевидно, что больше ничего и не требуется. Но наш взгляд, культура – это гораздо большее, и тот социальный эффект, который дают такие проекты, тот эффект, направленный на экономическое развитие территорий, нам конечно очень важно обсуждать. И конечно важно, чтобы такие проекты были связаны с именем той территории, на которой они происходят, ведь они формируют образ территории как региональную идентичность, но и образ территории в рамках страны и международном пространстве. И такие объединяющие проекты выводят нас на совершенно другой уровень, когда независимо от места проживания мы можем гордиться своей территорией, находя в ней что-то уникальное, понятное и через это уникальное показывая свои собственные достижения широкой аудитории.


Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также