18+
  • Здоровье
  • Здоровье
Здоровье

Легким движением ноги: как развивается велосипедный Крым?

Мир пересаживается на велосипеды. Педали крутят спортсмены, крутые парни, мэры городов. О том, насколько комфортен Крым для велосипедистов и что с этим делать, нам рассказала директор организации «ВелоПобеда» Мария Маркова.

Еще в 2013 году я, будучи бренд-менеджером городского интернет-провайдера, стала реализовывать социальный проект — создание велопарковок. Но оказалось, что в городе отсутствует любая велосипедная инфраструктура. И не было намека на то, что она появится. Так родился большой проект в поддержку велодвижения — «ВелоПобеда».


На первом велопробеге мы собрали семьсот человек со всего полуострова

Схема устойчивого развития городов подразумевает мультимодальную инфраструктуру — передвигайся по улицам, как тебе хочется: пешком, ходи на пробежки, езди на велосипеде, пользуйся автомобилем. Вопросы мультимодальности в Севастополе и других городах Крыма никак не решены. Бегать по утрам мы можем максимум в парке, велосипедные прогулки тоже представляют опасность. Для продвижения идей нового города в обществе мы решили организовать крупный велофестиваль — отличный инструмент, чтобы показать велосипедистов городу и друг другу.

Перед первым пробегом в 2015 году нам прочили не больше ста пятидесяти участников. Мы собрали семьсот человек со всего полуострова. И так получилось, что Севастополь стал велосипедной столицей Крыма. С тех пор мы держим высокую планку и все время стараемся превзойти самих себя в организации досуговых событий. А хочется уже, если честно, хвастаться достижениями инфраструктуры.

Мария Маркова, директор организации "ВелоПобеда"

Мария Маркова, директор организации "ВелоПобеда"

Мария Маркова, директор организации "ВелоПобеда"

Мария Маркова, директор организации "ВелоПобеда"

Мария Маркова, директор организации "ВелоПобеда"

Мария Маркова, директор организации "ВелоПобеда"

Каждый год проводится два велопробега: праздник единения «ВелоПобеда» и «Велоночь» — обучающая акция, где многие конкурсы посвящены правилам езды в темное время суток. 

Главное, чего мы добились — это показали велосипедистов друг другу. До этого многие чувствовали себя одиночками, а тут — частью большой семьи. Участники разной степени подготовки: одни ездят в Ялту на велосипеде кофе попить, другие садятся на велосипед раз в год. Есть семьи с детьми. На каждое мероприятие приезжает человек с ограниченными возможностями на лежачем ручном велосипеде. Видно, насколько это занятие мотивирует его к активной жизни.

На фестивале много конкурсов и ярких выступлений. Большой фурор вызывает надувная пневмоподушка, а это восемнадцать квадратных метров, и трюки профессиональных райдеров. Ребята прыгают с высоты специальной конструкции и в воздухе прокручивают велосипед, отпускают руки, переворачиваются. На фестивалях звучит тема экологии — например, рассказы о раздельном сборе мусора. В общем, «ВелоПобеда» — это и своеобразный праздник красоты, где люди объединены общей идеей.

В этом году мы будем проводить отдельные велосипедные соревнования между сотрудниками городских IT-компаний. Руководители хотят, чтобы их люди перестали «просиживать штаны» и изменили общий стереотип об айтишнике — человеке в растянутом свитере, не встающем из-за компьютера.


Постепенно велосипед становится транспортом для богатых и успешных людей

Да, в мире есть тренд на ЗОЖ. Появились всемирные проекты по триатлону, такие как Ironman и Ironstar, которые включают в себя бег, плаванье и езду на велосипеде. И потихоньку парни начинают играть мускулами и со своих дорогих автомобилей пересаживаются на велосипеды, потому что миллионеры, на которых им хочется быть похожими, уже вовсю на них ездят.

Основные участники крымского велодвижения — это молодежь и семьи «тридцать плюс» с детьми. Часть людей — с доходами средними и выше. Многие покупают хороший велик, когда уже есть достаток. Этим мы приближаемся к европейцам. С другой стороны, у нас еще русская парадигма: мое транспортное средство — это я. Если европеец в дорогом костюме может ехать на совершенно расшатанном велосипеде и, не глядя, прислоняет его к любому столбу, то у солидного русского двухколесный друг часто стоимостью с машину. Можно утверждать, что постепенно велосипед становится транспортом для богатых и успешных людей. Хочешь подцепить молодого миллионера — садись на велосипед.

Но говорить о том, что велосипедист какой-то отдельный вид человека — совершенно бессмысленно. Это не фрик, который решил перемещаться только таким образом. Это такой же автомобилист, семьянин, инженер, но может ездить еще и на велосипеде. Скорее, эти люди — за здоровый образ жизни и расширение возможностей. Наша цель — помочь им делать это безопасно.


В Севастополе будет двадцать, а может, и сорок километров велодорожек в разных районах

Как у общественной организации у нас больше веса и влияния, с отдельными гражданами чиновники не любят общаться. Мы работаем на информационном поле, готовим город к появлению велосипедной инфраструктуры.

На втором велопробеге Департамент транспорта пообещал велодорожки. Прошло два года, они нам уже сами звонят и спрашивают, сколько километров велодорожек закладывать в проекты. Это будет двадцать, а может, и сорок километров велодорожек в разных районах. Но пока еще приходится прилагать усилия, чтобы другие поверили в возможности трансформаций. Опыт развитых городов чиновнику, например, очень нравится, но про свой он машет рукой: «Что вы, у нас никогда не будет, как в Барселоне!» — часто не вникая в суть, почему где-то получается, а у нас нет.

Основные аргументы против велосипедизации города — сложность многих участков для езды. Мы за то, чтобы велоинфраструктура была хорошо налажена в пределах районов для повседневных дел: скататься в магазин, на встречу, ребенка из школы забрать. Районы достаточно велики и удобны, надо заняться ими. Постепенно нам нужно создать новую парадигму пользования городом и его дорогами, которой в Крыму еще нет.


Конечно, общество иногда довольно инертно, но так в любой стране. Возможность общества к хорошему развитию обусловлена, скорее, количеством pro-активных людей, которые что-то меняют. В Севастополе много таких пассионариев, мы все знаем друг друга, и у нас достаточно запала, чтобы работать дальше.

 

Текст: Анастасия Кравцова
Фото: Катрин Хаванова, Елена Молчанова

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: