Федот - да не тот: театр в жанре киберпанк

Художественный руководитель молодежного театра «Студия 22» Андрей Пермяков превратил сказку в стихах Леонида Филатова «Сказ про Федота-стрельца» в киберпанк-комедию. Поговорили с режиссером о премьере его двадцатого спектакля. 

Сказка разворачивается в 2174 году в заброшенном железобетонном царстве, заросшем травой и кустарниками, где и Царь, и Генерал творят что хотят, измываясь над Федотом, а в его лице и над всеми жителями сказочного государства. Помимо этого противостояния, в филатовской сказке-пьесе раскрываются и другие злободневные вопросы: что такое семья и в чем заключается истинная красота человека.

В киберпанк-пространстве персонажи Филатова приобретают новый провокационный окрас: Баба-Яга становится подростком-хакером, Генерал — спецназовцем будущего. Федот охоте предпочитает сайт госзакупок, а Царь ведет прозападную политику: заказывает «гильотину из Парижу» и интересуется, как у них там «ходютбабы — в панталонахалибез». Все используют сверхмодные технологии: плазменные мониторы, смартфоны-планшеты, виртуальный стул со шлемом дополненной реальности. Повсеместная технологичность лишь оттеняет настоящее человеческое лицо и поступки социального героя и его оппонентов.


Для меня важно, чтобы в спектаклях были предметы, которые жили до театра долгую жизнь.Они помогают поймать волну, необходимую для правды сценического повествования.
 

В «Сказе» корона и мантия из прошлого, в дырах, латках и потрепанных смыслах играют свои маленькие, но весьма значимые роли. Царская мантия оказывается то ли картой, то ли самим государством, раздираемым в разные стороны сказочной элитой. 

 

В центре сцены — памятник, величественный и недосягаемый, как у Пушкина: «Вознесся он главою непокорной…»  Кому он поставлен, никто не знает, даже царь, который все время мучается этим вопросом. Это фундаментальное изваяние — олицетворение незыблемости человеческих пороков, системы ценностей, построенной на деньгах, лжи и лицемерии.

Стена из сетки, которой обычно закрывают стройки, отделяет сказочный мир «Федота» и реальную жизнь.

Герои живут в своем королевстве, варятся в своем киселе, и их не волнует, что происходит за забором, за которым живет один персонаж — Баба-Яга. Так повелось издревле, что вся нечисть живет за забором. 

 

Спектакль заканчивается жирным многоточьем, поскольку это только первая часть.

Вторую будем ставить в следующем сезоне. Кто знает, что победит в нашей русской киберпанковской сказке.
 

текст: Галина Язовицкая
фото: Архивы пресс-служб

thestorozhko,
Комментарии

Наши проекты