18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Гид: что смотреть на театральном фестивале «Александринский»

Театральный сезон начинается с сильной доли: в афише XI Международного фестиваля «Александринский», который стартует уже 1 сентября, просто нет проходных названий и имен. Смотреть нужно действительно все — от спектаклей-блокбастеров на исторических подмостках старейшего театра страны до офф-программы на Новой сцене.

«Площадь героев»

«Площадь героев»

«Площадь героев»

«Площадь героев»

«Площадь героев»

«Площадь героев»

«Площадь героев»

«Площадь героев»

Кристиан Люпа

Кристиан Люпа

Разменяв второй десяток лет, «Александринский» не теряет своих лидирующих позиций, по-прежнему оставаясь самым осмысленным и передовым театральным форумом Петербурга. Хедлайнер этого года — и по значению, и по порядку появления на фестивале — «Площадь героев» классика польского театра Кристиана Люпы (1, 2 сентября). Словом «гений» в экзальтированной околотеатральной среде принято разбрасываться без зазрения совести, но к Люпе это определение даже самые сдержанные в оценках эксперты применяют спокойно и уверенно: медитативные, погружающие публику в состояние транса спектакли легендарного режиссера — всегда откровение и испытание. Десять лет назад свою первую (и пока единственную) постановку в России Люпа выпустил именно в Александринке: его «Чайка» завоевала все мыслимые призы и награды, став предметом театрального культа.

В планах значилась и новая коллаборация, но потом случился Крым — и ехать в Петербург Люпа отказался наотрез. Приходится только гадать, какие чудеса дипломатического искусства пришлось проявить худруку Александринки Валерию Фокину, но факт остается фактом: программу фестиваля открывает хронологически последняя работа польского мастера, поставленная в минувшем сезоне в Вильнюсе. Судя по главному хиту прошлогоднего Авиньонского фестиваля, с годами 73-летний Люпа лишь укрепил свою репутацию нарушителя всех мыслимых табу: площадь Героев — место в центре Вены, где в 1938 году жители города приветствовали Гитлера после аншлюса, а в инсценировке романа Томаса Бернхарда режиссер размышляет о неизжитой вине австрийцев за нацистское прошлое.

Эра Зиганшина сыграет в «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова

Эра Зиганшина сыграет в  «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова

Эра Зиганшина сыграет в «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова

Эра Зиганшина сыграет в «Оптимистической трагедии» Виктора Рыжакова

Постановка Виктора Рыжакова «Война и мир Толстого»

Постановка Виктора Рыжакова «Война и мир Толстого»

Тему исторической памяти продолжает вторая по значимости премьера фестиваля: москвич Виктор Рыжаков, два года назад выпустивший в БДТ «Войну и мир Толстого», репетирует в Александринке «Оптимистическую трагедию» Всеволода Вишневского (19, 20 сентября). Воскресить пьесу-легенду, вошедшую в историю одним из символов советского театра, — задача соблазнительная, но трудно выполнимая: в прошлом году Юрий Бутусов уже начинал ставить ее в Москве, но до премьеры дело не дошло — текст Вишневского, как оказалось, слабо конвертируется в современную театральную реальность. Для Александринки историю женщины-комиссара, подавляющей бунт анархистов на военном корабле, переписывает лучший молодой петербургский драматург Ася Волошина. Спектакль посвящен юбилею революции 1917 года, обещаны конструктивистские декорации от художников Марии и Алексея Трегубовых и диалог с историческими постановками «Оптимистической» Александра Таирова и Георгия Товстоногова.

«Чапаев и пустота»

«Чапаев и пустота»

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря»

«Тайная вечеря»

«Полночь»

«Полночь»

«Полночь»

«Полночь»

Громкие имена традиционно соседствуют в программе «Александринского» с темными лошадками — такая драматургия, как известно, сообщает интригу любому хорошему фестивалю. Впрочем, и у египетского режиссера Ахмеда Эль Аттара, и у немца Тильмана Хекера отменные рекомендации: «Тайную вечерю» (23, 24 сентября) Эль Аттара показывали в Авиньоне и на Осеннем фестивале в Париже, «Полночь» (22,23,24 сентября) Хекера в Берлине играют на культовой артхаусной площадке Radialsystem V. Импортный андеграунд уравновешен в афише форума отечественным мейнстримом — за него на «Александринском» отвечает столичный театр «Практика»: на Новую сцену привозят документальную драму Black & Simpson (14,15,16 сентября) по переписке пожизненно осужденного и отца убитой, оперу Александра Маноцкова «Петр и Феврония Муромские» (10,11,12,13 сентября) плюс два спектакля самого модного режиссера страны Максима Диденко — уже гастролировавшую в Петербурге «Конармию» (14,15,16 сентября) и совсем свежую инсценировку пелевинского романа «Чапаев и пустота» (10,11, 12,13 сентября).

Фестиваль «Александринский» с 1 по 24 сентября на исторической и Новой сцене Александринского театра

Текст: Дмитрий Ренанский

Фото: Архивы пресс-служб

Следите за нашими новостями в Telegram
Дата события:
1 - 24 сентября 2017 года
Места:
Александринский театр (новая сцена), Александринский театр
Люди:
Валерий Фокин

Комментарии (0)