Самый главный босс: 5 фактов о Даниэле Баренбойме

В Михайловский театр во главе оркестра берлинской Штаатскапеллы приезжает дирижер Даниэль Баренбойм. Дмитрий Ренанский объясняет, почему это здорово, и рассказывает самые забавные факты о маэстро.

Жизнь Даниэля Баренбойма — стремительный квест, конечная цель которого — обретение планетарного господства путем преодоления всех мыслимых географических и профессиональных границ. Родился в Буэнос-Айресе, рос в Израиле, учился в Париже, к мировой славе пришел во главе Чикагского симфонического оркестра. Пожалуй, наиболее одаренный пианист своего поколения, он за считаные годы сделал себе еще более громкое имя за дирижерским пультом, что даже с самыми талантливыми инструменталистами случается довольно редко. Сегодня семидесятилетний Баренбойм не просто властелин умов и законодатель мод, но одна из самых влиятельных фигур в академической музыкальной индустрии. В России гастролирует регулярно, но в Петербург приезжает впервые за много лет, вместе с никогда не бывавшей тут Берлинской штаатскапеллой — штатным коллективом Берлинской оперы, на концертной эстраде едва ли не более успешным, чем в оркестровой яме. Оркестры такого класса и Москву-то навещают лишь по большим фестивальным праздникам — продюсерский отдел Михайловского театра определенно может праздновать стратегическую победу. Отдельный повод для гордости и гостей, и принимающей стороны — программа гастролей: Вагнер (увертюра к «Нюрнбергским мейстерзингерам» и оркестровый диптих из «Тристана и Изольды») и Рихард Штраус (симфоническая поэма «Жизнь героя») в первый вечер, бетховенская Пятая симфония во второй. Лучшего репертуара для знакомства с Баренбоймом и его статусными подопечными трудно пожелать.

Однажды маэстро Баренбойм...

...выступал после долгого перерыва на исторической родине. Расчувствовавшись, он решил поделиться с местной публикой главной страстью своей жизни и продирижировал на бис музыкой Рихарда Вагнера из «Тристана и Изольды», нарушив тем самым негласный запрет на исполнение в Израиле сочинений любимого композитора Адольфа Гитлера. Израильский парламент жеста Баренбойма не оценил и признал его персоной нон грата.
  ...поссорился с директором парижской Opera Bastille Пьером Берже, подал в отставку с поста музыкального руководителя театра и хлопнул дверью. Вскоре Баренбойм возглавил сначала берлинскую Staatsoper, а затем миланскую La Scala. Последние шесть лет он руководит двумя главными оперными домами Европы одновременно, а дирекция Opera Bastille кусает локти от зависти.
  ...решил сделать для разрешения арабо-израильского конфликта больше, чем иные политики с их стратегическими многоходовками, и основал оркестр «Западно-восточный диван», состоящий разом из молодых арабских и еврейских музыкантов. На Ближнем Востоке Баренбойму, впрочем, оказалось тесно: два года назад он провел концерт в поддержку мирного диалога между Южной и Северной Кореей — и впредь, кажется, сокращать обороты своей дипломатической деятельности не намерен.
  ...затеял радикальную реформу итальянской оперной кухни: консервативную миланскую публику он посадил на непривычную диету из австро-немецкого репертуара и современной музыки. Миланцы погоревали, поплакали — и попривыкли, справедливо решив, что прогрессивный баренбоймовский фьюжн на вкус куда лучше, чем те бабушкины разносолы, которыми зрителей La Scala девятнадцать лет подряд потчевал его предшественник Риккардо Мути.
  ...был избран музыкантами Берлинской штаатскапеллы пожизненным главным дирижером. Баренбойм от души поблагодарил, а всем недоброжелателям прозрачно намекнул: «Не дождетесь!»

Михайловский театр, 8 и 9 сентября


  • Автор: sobaka
  • Опубликовано:
  • Материал из номера: Cентябрь

Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме