Личный опыт: выпускница СПбГУ бросила престижную работу и уехала в глушь помогать детям мигрантов

Выпускница факультета психологии СПбГУ Елена Бахтина два года назад уехала работать школьным психологом в Обнинск – город в Калужской области с населением 100 000 человек. Вскоре она создала школу выходного дня «Одинаково разные» – единственную в округе программу адаптации детей с неродным русским языком. Нам девушка рассказала о проблемах совеременных школьников, жизни в маленьком городе и том, как помочь детям, оказавшимся в изоляции.

До программы

Я училась на факультете психологии СПбГУ, там студенты делятся на два типа: альтруисты, которые хотят помогать другим, и люди, которые надеются решить собственные проблемы. Я скорее относилась ко вторым. После университета я два года работала на хорошей позиции в музыкальной сфере, радио-индустрии, менеджменте, но не могла удовлетворить свою потребность быть полезной. Два года назад я наткнулась на интервью девушек, которые уехали работать учителями в глубинку – заинтересовалась и решила, что именно это мне и нужно.

Отбор

«Учитель для России» — программа привлечения выпускников лучших отечественных вузов к преподаванию в небольших городах страны. Она помогает молодым учителям профессионально и финансово. В ней 5 этапов отбора, и после каждого я не верила, что пройду дальше: сначала заполняла длинную анкету, за ней следовало интервью. Третий этап проходил в Москве – там я познакомилась со всей командой. Потом было собеседование с методистом, который проверяет знания по выбранному предмету. Когда пришла, в программе еще не было психологов – я и еще две девушки из моего набора стали первыми.

Кого ищут организаторы программы

Организаторы в первую очередь обращают внимание на лидерские качества. Очень важный критерий – это совпадение ценностей программы со взглядами потенциального участника. Необходимо принятие инаковости детей, уважение к ним. Школа не самое простое место, здесь нужно уметь приспосабливаться к условиям.

Почему решила уехать в область

Я решила уехать в небольшой город, потому что в Москве и Петербурге и так много талантливых учителей, а вот регионы все еще страдают от нехватки кадров и закостенелости. Мне показалось это интересным – возможно, потому что я сама выросла в Липецке и знаю, с какими проблемами сталкиваются дети в маленьком городе. Но, к сожалению, не везде есть возможность обучать хороших специалистов – поэтому нужны люди извне.

Почему молодежь не едет в область работать без программы

Без программы это звучит как дикая идея: уехать в незнакомый город в одиночестве, не зная, как там адаптироваться и настраивать социальные связи. Зарплата в школах тоже оставляет желать лучшего. «Учитель для России» оказывает огромную поддержку: нам платят стипендию, у каждого есть коуч, который помогает следовать поставленной цели, и методист, который подсказывает, как организовать уроки, приходит на них и дает обратную связь.

Большинство участников программы раньше никогда не работали в школе, и не имеют представления о том, с какими сложностями можно столкнуться. Например, учителя русского языка даже не задумываются о том, что читать диктант – это тоже навык, который нужно отрабатывать. Выставлять оценки в четверти, строить отношения с администрацией, провести родительское собрание – это не так просто, как кажется на первый взгляд. Параллельно мы учимся в Институте Образования ВШЭ.


Необходимо принятие инаковости детей, уважение к ним

О выборе города

Я очень хотела поехать в Тамбовскую область, тогда мне это казалось ужасно романтичным, впрочем, как и сейчас. Я могла выбрать из пяти школ и приехала в каждую познакомиться с администрацией. Команда программы советовала обращать внимание на директора, потому что очень важно, чтобы участник и руководитель сошлись, поняли друг друга, говорили на одном языке. Если это не так, то проблем не избежать. И в Обнинске я нашла своего директора: он заинтересован в развитии эмоционального интеллекта у детей, ему нравилась идея создать психологическую службу и были близки мои методы работы. Он хотел улучшить свои знания в психологии и был готов дать сотруднику необходимую степень свободы.

Что из себя представляет Обнинск

Обнинск – это наукоград Калужской области, он находится недалеко от Москвы. В нем живет сто тысяч человек, но он очень современный, я видела города в разы больше, которые не были так развиты, как этот. Здесь много движения, жизни, есть активные молодые предприниматели, которые открывают свои заведения, проводят мероприятия. Местный старый город был построен ленинградскими архитекторами: я сейчас собираюсь туда переезжать, потому что он вызывает у меня ностальгию.
Но контраст с Петербургом, конечно, чувствовался: я привыкла к тому, что вечером я могу потанцевать в баре с хорошей музыкой, сходить в театр на новую постановку или прогуляться по красивым улицам. Здесь тесно и не хватает выбора досуга. А еще я очень страдаю из-за отсутствия открытой воды: в городе нет реки, которая была бы его пульсирующей артерией.

  • Обнинск

Как относятся к столичной молодежи местные жители

В Обнинске живет много участников программы: они работают в двух местных школах, а еще ездят преподавать в соседние деревни и городки Белоусово, Ермолино, Ворсино, Балабаново. Первое время родители очень переживали, что из Петербурга приехали учителя, которые сейчас будут их детям прививать какие-то свои непонятные ценности. Это опасение возникает в любом городе, в котором действует программа. Но со временем взрослые замечали результаты и приняли и полюбили нас. Может быть, ярые противники и остались, но мы этого не замечаем. Наоборот, нас поддерживают, уговаривают остаться подольше.

Как работает школьный психолог

Когда я только устроилась в школу, то решила заявить о себе: приходила в классы, рассказывала, кто такой психолог. Объясняла, что обращаются к ним не только сумасшедшие, что он может помочь разобраться в проблемах с родителями, учебой, отношениями со сверстниками, поиском себя и своего пути.

В начале был период адаптации: побаивалась и я, и меня. Первыми откликнулись родители – с первых же дней они приходили повально. Их интересовало, как наладить отношения с ребенком, совершенствоваться как родитель, вовремя заметить, что что-то идет не так.

Проблемы в Петербурге и Обнинске, конечно, не особо отличаются, но в маленьком городе меньше возможностей найти хорошего специалиста и больше страхов по отношению к психологам. Это, мне кажется, во многом связано с нехваткой профессионалов: особенно в окрестностях. Там часто дети вообще не понимают, чем занимается этот человек. Иногда я езжу в маленькие города, чтобы помочь школам, в которых нет ресурсов на своего психолога.

Отличаются ли дети

Главное отличие местных школьников от петербургских в том, что у них гораздо уже выбор. Например, в Обнинске ребенок вряд ли решит стать археологом, потому что здесь этому не учат и рядом нет взрослых с такой профессией. У них меньше моделей поведения, здесь более стандартные истории и нет разнообразия вариантов того, как можно построить свою жизнь.

Отличаются ли современные дети от старшего поколения

Интернет, доступный с рождения, влияет на то, как они взаимодействуют друг с другом. Сейчас дети вместо того, чтобы проявить креативность и придумать игру из пустого места, объединяются вокруг телефона, в котором все уже готово. Им не нужно напрягаться, а это очень важно для развития. С другой стороны, современные подростки мыслят очень широко: они обсуждают права женщин, ЛГБТ, людей с психическими расстройствами. Мы в школе эти темы не поднимали, потому что нам не хватало терминологии, а нынешние дети знают эти понятия, поэтому могут дискутировать, воспринимать переживания других людей. Разумеется, это влияет на то, что они спокойнее относятся к гомосексуалам или людям с особенностями.


Чтобы прочитать книгу, теперь нужно приложить гораздо больше усилий, потому что дети привыкли к короткому тексту в ленте

Проблемы современных детей

Важная проблема – это перенасыщенность информацией. Интернет глубок и бесконечен, нужно учиться делать выбор, уметь ориентироваться в информации. Никогда у человека не было такого количества вариантов, широкого доступа к любому месту и деятельности. Это влияет на концентрацию: чтобы прочитать книгу, теперь нужно приложить гораздо больше усилий, потому что они привыкли к короткому тексту в ленте. Справиться с этим поможет умение делать самостоятельный и осознанный выбор: почитать или дать себе время на скроллинг в интернете, провести время с друзьями или закончить с делами. Он универсален для жизни и не имеет никакого отношения к родительским запретам. В остальном проблемы у них такие же, как и у детей прошлых поколений, но они умеют говорить об этом конкретнее и лучше разбираются в психологии.

Помощь детям мигрантов

Два года назад я с тремя коллегами попала в школу в Белоусово – крошечном городе в 3 км от Обнинска. Мы заметили, что в ней много детей мигрантов, стали спрашивать у них, как они переехали и хорошо ли себя чувствуют. Выяснилось, что им некому выговориться, у них копятся жесткие истории. Сам опыт переезда травмирующий, а вдобавок их семьи часто разделены, они плохо знают русский язык, социально изолированы. Например, я разговаривала с мальчиком из Армении, которого перевезли сюда в семь лет. На улице он начал говорить с детьми по-армянски, а его избили. После этого ему было так страшно, что он выучил русский за два месяца. И таких историй очень много. Мальчики еще как-то могут играть с ровесниками в футбол, бегать, а девочкам некуда пойти, им не разрешают надолго покидать дом, поэтому они чувствуют себя очень одиноко.

Мы начали узнавать, есть ли какая-то система помощи таким детям, и оказалось, что ее нет. Изучили программы, которые уже существуют в других городах, и приняли решение открыть в Белоусово школу выходного дня «Одинаково разные». Каждую субботу мы собираемся, помогаем детям с учебой, ездим на экскурсии, общаемся, записываем подкасты.

С этим проектом нас поддерживает «Учитель для России», а еще недавно мы выиграли немного денег на школе социального предпринимательства в Берлине. Планируем развивать эту инициативу, уже договорились с двумя школами в Обнинске, что будем помогать им в работе с детьми мигрантов как консультанты.

Главное достижение

Я вижу, что мы развиваем у детей критическое мышление, учим ответственно относиться к получаемой информации. Однажды мы повели группу на очередную экскурсию. Она была не очень удачной: экскурсовод кричала на детей, указывала на их национальность. Но ребята не стали молчать: это был первый раз, когда они начали очень мягко спрашивать, почему так происходит, имеет ли эта женщина право так говорить, допустимо ли такое отношение одного человека к другому. То, что эти вопросы появились у них в голове – серьезное достижение.

Почему оказалась важной тема мигрантов

Мне всегда был интересен мультикультурализм. В подростковом возрасте я была ярой противницей других наций – во многом это было навязано взрослыми, которые меня окружали. При этом очень любила читать и нашла много книг о национализме, изучила и поняла, сколько жестокости, насилия и зла эти идеи принесли в мир. Тема, вытекающие из нее проблемы и поиск решений стали важны, сильно отозвались во мне. Я начала обращать внимание на то, как в нашем многонациональном государстве относятся к людям, которые выглядят хоть немного иначе.

Планы по развитию проекта

Еще на год я останусь в Обнинске, но буду курировать новых психологов, ездить по регионам, оказывать супервизорскую поддержку. За это время я хочу масштабировать наш проект помощи детям мигрантов и сделать его автономным, чтобы он мог работать и без нас. Сейчас мы ищем поддержку среди местных педагогов, находим для них варианты финансовой поддержки. Конечно, для меня важен этот проект, но видеть по утрам Петербург за окном – моя потребность, поэтому я хочу вернуться.

Морозова Ксения,
Комментарии

Наши проекты