Подпевалы: Что слушала Россия в 2014 году

Мы изучили список 10 самых популярных видеклипов России в ушедшем году и попросили психолога, лингвиста и культуролога на основе рейтинга поставить диагноз: что слушала и чему подпевала вся страна.

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «Сложно оценивать текст в переводе. Ничего выдающегося он из себя не представляет. В основе банальные метафоры, которые, к сожалению, не получают в тексте развития».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Клип о современных «цветах» городских окраин, трезвых, практичных, не питающих никаких иллюзий. Кто бы мог подумать, что идеи русской натуральной школы второй половины XIX в. вдруг отчетливо зазвучат в англоязычном клипе XXI-го? Жизнь как она есть, без прикрас, трогательный мотив «маленького человека»: «попрячься со мной еще немного». А современность трансформирует эти идеи на свой лад: живи просто, легко встречайся и расставайся. Отмечу профессионализм, с которым сделан этот продукт, и несомненные художественные достоинства: контраст легкости бытия в видеоряде, в песне - тема одиночества, потерянности «маленького человека» в большом городе – в песне».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «На основании существующего рейтинга по количеству просмотров, сюжет вырисовывается такой:
 девочка в красных башмачках, тут я вижу параллель с Элли из «Волшебника Изумрудного города», попадает в другую реальность. Ее туда доставляет некий проводник (желтое такси), который потом и забирает ее от туда. Причем проход через эту реальность неизбежен, на это намекает указатель One way в начале истории. Героиня движется от одного перекрестка до другого, по пути коротко взаимодействуя с разными персонажами. В символизме перекресток имеет мощную смысловую нагрузку. Это неизвестность, выбор, судьба, сверхъестественные силы. Пересечение дорог использовалось как место для проведения магических ритуалов. В клипе в конце пути девушка становится центром коллективного кругового танца, все персонажи, которых она встречала, притягиваются к ней. На языке символизма героиня обретает некую внутреннюю целостность, у нее появляется дополнительный ресурс перейти на другой, более высокий уровень. Как в компьютерной игре».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «В тексте песни используются прецедентные феномены «быть или не быть», «на краю обрыва» и проч. Нельзя сказать, что очень оригинальные, тем более что они не получают развития, возможно даже автор над этим вообще не задумывался. Расплывчатость мысли и избитость прочих образов «между двух огней», «будет дождь» только подтверждают эту догадку».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «"ВИА Гра", конечно, знавала лучшие времена и песни. Словесно-музыкальный продукт средней руки дает широкий простор самым смелым фантазиям клипмейкера и ведущим здесь, безусловно, является видеоряд, который с точки зрения законов драматургии выстроен безупречно: рутина — нарастание агрессии — взрыв с открытой демонстрацией подручных средств расправы. В совокупности выразительных средств продолжен (естественно, в адаптированном и сниженном виде) один из характерных мотивов русского искусства конца XIX — начала XX вв. (произведения Чехова, романсы Чайковского): герои пьют чай и говорят о погоде (песня), а в это время у них рушится жизнь и разрывается на части душа (видеоряд)».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Почувствовать свою безопасность можно, только проявив агрессию и увидев, что это работает. Клип трио ВИА ГРА «У меня появился другой»(11 мил просмотров и 2е место) про это. Символически убив внутри себя то ,что ограничивает, мы обретаем свободу. Поле в нашей культуре ассоциируется со свободой и большими возможностями. И огромный красный портал в чистом поле с ликом лихого Капитана у штурвала снова символизирует переход на другой уровень, в другую реальность».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «Удивительный образ «Сердце плачет со мной, это скроет пальто». Что хотел сказать автор? Опять повторы, повторы, повторы… Если нечего сказать, зачем говорить? Как и в других песнях, очень мало смысла, образ создан намёками, что создаёт его универсальность».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Клип сложно не заметить, потому что все в нем буквально вопиет к потребителю: «Съешь меня»! Пастельные тона, ушастые «няшки» - зверьки (умиление до слез!), крепкие объятия в видеоряде и песня, сделанная по рецепту беспроигрышного хита. Красивая жизнь со счастливыми людьми без проблем, среди которых хочется оказаться самому. Жесткое «приземление» у монитора в финале выводит клип за грань заурядной поделки. Зритель вряд ли избежит искушения поместить себя внутрь этого гламура «с червоточинкой» (мотив однополой любви), неважно, реализуя при этом свои фантазии или переживая реальную жизненную ситуацию. Причина популярности в совокупности вышеперечисленных факторов и ключевой фразе «Я тебя не отдам». Кто ж не подпишется под ней?»

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Клипы группы Serebro и Бьянки про то, как в любви мы проявляем насилие, пытаясь ограничить других, завладеть ими, сделать своей собственностью. «Я тебя никому не отдам», «я не отступлю,…счастливым сделаю тебя». Высокий рейтинг этих клипов говорит о том, что это очень популярное стремление: быть собственностью, либо владеть кем тож».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «Режет слух нарушение грамматических норм «украду тебя на Бора-Бора». Может, увезу тебя на Бора-Бора??? Удивительно пустой текст. Набор слов, из которых не складывается ничего. Неоригинальное повторение рифмы Бора – скоро. И жаргонные обороты «на кармане», «зажигаем». Использование английского. Такое впечатление, что русского языка мало. Или с его помощью нельзя выразить какие-то глубинные смыслы, заложенные в тексте? Сомнительно».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Добротно сделанная песня, украшенная контрастом тембров Арсениума и Сати, поддерживается красочным видеорядом, олицетворяющим идеалы повзрослевших подростков, решивших узаконить отношения. Клип закрепляет устоявшуюся тенденцию непременно запечатлеть себя в европейском антураже, на фоне памятников истории и архитектуры («здесь были Ося и Ипа»!) и одновременно транслирует ее слушателю. Припев «на эзоповой фене» выбивается из всего этого визуально-вербально-музыкального благообразия и чуть-чуть приоткрывает изнанку великолепия потемкинской деревни».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Клип Сати Казановой «До рассвета» воспевает любовь легкую, свободную, без обязательств и заморочек. Очень заманчиво! Только такая любовь не надолго, как показывает жизнь. 
По мере снижения рейтинга возрастает зрелость видео ряда и смыслового содержания».

  •  

    Корнилова Наталья, лингвист

    «Очень много повторов. Нет развития мысли в тексте. Избитые метафоры «забери моё сердце», «дай мне руку», «ты моя бессонница» и проч».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Кто сегодня заказывает музыку? Толпа. А точнее - толпа подростков. С этой точки зрения клип – «в яблочко»: аксессуары, анимация, мотивы аниме (Бьянка в образе «кавайной» кошечки), фэнтези, компьютерных игр беспроигрышны. По сути — массовая версия одной из стержневых идей символизма: ухода от реальности, мистификации и игры, ощущения свободы в призрачном вымышленном мире. Для адресной аудитории — подростков — знакомый мир, своеобразная городская сказка XXI века, для более зрелой аудитории — возможность скрыться от жизненной прозы и бремени ответственности».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Клипы группы Serebro и Бьянки про то, как в любви мы проявляем насилие, пытаясь ограничить других, завладеть ими, сделать своей собственностью. « Я тебя никому не отдам», «я не отступлю,…счастливым сделаю тебя». Высокий рейтинг этих клипов говорит о том, что это очень популярное стремление: быть собственностью, либо владеть кем тож».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «В первую очередь бросаются в глаза немыслимые сочетания «утыкая себя временами» и «она на полупальцах в тишину». Сложно представить себе, что имел в виду автор. Избитые образы «ты мой закат, ты мой рассвет» и, как обычно, метафоры. Текст очень не определённый, бессордержательный».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Функция массовой продукции выявлена здесь в хрестоматийном виде: отражение повседневных мыслей и чувств городского жителя. Обращает внимание уравновешенность взаимодействия видеоряда и песни. В клипе очень много знаков мегаполиса, его стремительной жизни, подчеркнута «разобщенность близких душ», которые могут жить в одном подъезде, искать друг друга и при этом не пересечься, пройти мимо своей половинки. Адресовано самой широкой аудитории. Причина популярности в открытом обещании, что все лучшее впереди и никогда не поздно все начать сначала. А такого оптимизма сейчас ох как не хватает».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «В клипе я вижу проявления глубины в отношениях «ты знаешь обо мне все, что можно знать…», желание построить долгие отношения, преодолевая естественные этапы умирания-возрождения « я смогу все заново начать только с тобой».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «Опять очень неконкретный текст с самым расплывчатым содержанием. Развития мысли нет. Текст построен на антитезе «тьма – свет». Всё старо как мир. Метафоры «рассвет» и «путеводная звезда» тоже новизной не отличаются».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Очень добротная песня, пожалуй, единственная из десятки, выражает не будничную тему и идею. Видео в целом поддерживает песню, но вносит свои коррективы: добро и любовь как непреходящие ценности, лежат за пределами не только малой родины, но и христианской религии, столь влиятельной в европейском искусстве (даже массовом). Респектабельная аудитория, с устоявшимся жизненным укладом  найдет здесь подтверждение правильности выбранного пути в русле традиционных ценностей (семья). Кто-то найдет повод для размышлений над историей Золушки — самой Веры Брежневой — которая здесь претендует на роль гуру. Можно усмотреть и мотив «хождения за три моря», который в клипе трансформирован в идею о том, что свет воссияет нам оттуда, где нас нет».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Клип Веры Брежневой по сути музыкальная позитивная аффирмация, настрой на светлые и добрые мысли, которые рождают добрые мысли и поступки. Мотив восточной сказки, символы Света и Тьмы усиливают впечатление».

     

  •  

    Наталья Корнилова Наталья, лингвист

    «Шуточный текст, достаточно злободневный. Веселее и оригинальнее всех остальных. Конечно, рифма не нова, используется жаргон, зато текст имеет адресата в отличие от других».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Предмет смешной песенки — борода — благодаря видеоряду превращается в титульный признак размежевания окружающих. К нему легко пристегнуть национальные, религиозные и другие отличия. Только не понятно, куда деть Кончиту Вурст… Доведено до абсурда стремление найти врага и отмежеваться от себе подобных по любому признаку. На магической волне припева легко «прокатывают» откровенные, но и двусмысленные видеоманифестации, прицельно бьющие по «основному инстинкту», национальным, религиозным, а заодно и патриотическим чувствам. Потребителям этого продукта пожелаю включить чувство юмора».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Тимати в клипе «Борода» с присущей ему манерой стеба утверждает ценности мужественности и традиционных половых отношений. Борода - символ мужского достоинства, зрелости и мужества. Древние Боги и Цари всегда изображались с бородой. Во многих древних культурах и религиях борода являлась символом мудрости Правителя».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «Снова поражает универсальность текста. Неконкретность образа, намёками изложенный смысл позволяет слушателю самому всё додумать. Очень много повторов, избитые метафоры в основе текста».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Впечатление, что песня создана лет 20 назад. Видеоряд отчасти спасает этот словесно-музыкальный продукт «второй свежести» и толкует его не без доли иронии. Россыпь «самоцветов», брутальность внедорожника, ракурс съемки сильно смахивают на вид, открывающийся из маленького окошечка придорожного ларька. Вся песня — «разговоры в пользу бедных». Впрочем, из уст Натали, находящейся на волне популярности в связи со вторым пришествием на российскую эстраду, любая, даже самая незатейливая мысль сейчас воспринимается как евангельское откровение. А, следовательно, у потребителя рождается надежда, что у него в жизни случится та самая настоящая любовь, которая не продается и не покупается».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «9 место рейтинга у Натали. Незайтейлево и неотвратимо сказка превращается в реальность, иллюзия развеевается: «Я не Шахерезада, сказки не будет, не надо слов». Драгоценности покрываются пылью дорог, небесные потоки - всего лишь реквизитная уловка. Юлия Волкова и Лена Катина «Любовь в каждом мгновении
».

  •  

    Наталья Корнилова, лингвист

    «Не понимаю, зачем браться за сочинение стихов, если это тебе не по плечу. Нарушение грамматических норм в поэзии недопустимо. Нельзя уродовать язык ради сомнительной цели зарифмовать сомнительной ценности строчки: «Мир устроен нам, но в этом мире мы напополам».

     

    Наталия Грузинцева, кандидат искусствоведения

    «Пожалуй, единственный из десяти клипов, где визуальный ряд не трактует песню «в лоб» и не нагружает ее несвойственным содержанием. Привлекает отсутствие сюжета. Идея, заявленная в названии припева, позитивна, да еще и растолкована устно. «Еще раз про любовь». Несомненные достоинства клипа и запоминающаяся песня — достаточный мотив для просмотра, но, скорее, главное здесь — желание послушать и посмотреть Юлю и Лену, которые сменили эпатаж на проповедь неких непреходящих ценностей».

     

    Исанна Аксютова, психолог

    «Последнее место рейтинга у клипа Юлии Волковой и Лены Катиной «Любовь в каждом мгновении» , всего 2,5 миллиона просмотров против 14 миллионов у Hideaway. Столкнувшись с разочарованиями в поиске любви, но на этом пути найдя себя, люди обретают личностную зрелость. Приходит понимание, что нельзя требовать от Другого обещания вечной любви, что никто не в праве сделать за нас выбор. Что любой выбор, любые отношения это всегда риск, всегда ответственность. Что чудо - это отклик Вселенной на наше внутренне состояние, способность чувствовать любовь в каждом мгновении и делиться этим в другими».

     

Комментарии (1)
Автор: Лена
Опубликовано:
Смотреть все Скрыть все

Комментарии (1)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Vadim Tsygankov 18 янв., 2015
    Я почти всегда у Виагра слышу пародийность, насмешку над штампами поп-эстрады. Может, галлюцинация?

Наши проекты

Читайте также