18+
  • Развлечения
  • Искусство
  • Коллекционировать искусство
  • Бизнес
Искусство

Как инвестор ресторанов Duoband Сергей Лимонов начал коллекционировать петербургское искусство

Инвестор Сергей Лимонов поддерживает бунтарей: помогает открывать рестораны шефу Дмитрию Блинову, собирает работы группы «Север 7» и целиком выкупает выставки молодых петербургских художников. «Собака.ru» узнала, как он решился вложить деньги в гастробар в эпоху «азербайджанского прованса», почему коллекционирование — это наркомания, и какое искусство появится на втором этаже ресторана Harvest.

На Сергее: водолазка Kangra (BOSCOFAMILY), пиджак Giorgio Armani, брюки Celine, ботинки W. Gibbson (все — ДЛТ) Съемка проходила в галерее MYTH GALLERY

На Сергее: водолазка Kangra (BOSCOFAMILY), пиджак Giorgio Armani, брюки Celine, ботинки W. Gibbson (все — ДЛТ)
Съемка проходила в галерее MYTH GALLERY во время работы выставки Лизы Бобковой «Буферная зона».

Гастробар Duo появился в эпоху «азербайджанского прованса», когда модными были большие рестораны с «французской» мебелью, горшками с зеленью и коврами, в меню обязательно включались блюда из кавказской, среднеазиатской, итальянской и русской кухонь, а для улучшения продаж само меню состояло из сплошных фотографий. Это было важно в 2013 году — сетевые рестораторы подняли рынок, привили людям базовые гастрономические понятия, но пришло время небольших авторских заведений с шефами-визионерами. С Дмитрием Блиновым я знаком давно. Постепенно начал проникаться его гастрономической философией и понял, что он работает на рестораторов крупных холдингов, но играет не по своим правилам. Я сказал Диме: «Давай откроем твое место!»

«С искусством в ресторане нельзя перебарщивать, поэтому в ресторане Harvest у нас в зале одна минималистичная работа Дениса Патракеева. На втором

«С искусством в ресторане нельзя перебарщивать, поэтому в ресторане Harvest у нас в зале одна минималистичная работа Дениса Патракеева. На втором этаже, где сейчас идет ремонт, искусства как раз будет много — свое¬образная квартира европейского галериста».

Мы задумали итальянский ресторан на 500 квадратных метров на первом этаже в спальном районе — эту идею подсказал рынок. Бог нас миловал: арендодатель не согласился сдать пространство — испугался нашей неопытности в ресторанном бизнесе. После 6-ти месяцев дальнейших поисков Дима нашел помещение на Кирочной улице. На месте будущего Duo была маленькая пирожковая с тараканами. Когда я увидел помещение, то засомневался: куда людей будем сажать? Да и концепция гастробара была революционная. Дима решил со своим другом Ренатом Маликовым делать все вдвоем: готовить, убирать, мыть, обслуживать и общаться с гостями. Но уже через две недели после открытия количество гостей начало расти, и я понял, что мы быстро окупимся. Хотя изначально мыслей о деньгах не было. Для Петербурга Duo — знаковый проект, благодаря ресторанам Блинова мы, возможно, и стали называться гастрономической столицей. Гастрономия, современное искусство и образование — три вещи, в которых наш город может на равных конкурировать с Москвой.

5 лет назад Duo был вызовом общественному вкусу. Люди не хотели бронировать стол заранее, оставлять в гардеробе шубы за миллион, сидеть вплотную друг к другу. Покупка искусства для меня такой же выход из зоны комфорта — часто я выбираю вещи непонятные, на вырост. Мечта о коллекционировании появилась в 6-м классе после прочтения романа «Финансист» Теодора Драйзера, герой которого — харизматичный мультимиллионер, собирающий искусство. Мой отец — художник, но в 90-е он перестал создавать картины. Тогда люди искусства выживали, уходили в рекламу, полиграфию, кому повезло — в бизнес. Интерес к красоте мне специально не прививали, но я ощущал, что моя семья связана с культурой.

«Выставка Саши Зубрицкой "Мастер-ключ" — одна из лучших, что я видел в этом году. Я бы хотел купить ее как продет целиком». Саша Зубрицкая, работа с

«Выставка Саши Зубрицкой "Мастер-ключ" — одна из лучших, что я видел в этом году. Я бы хотел купить ее как продет целиком».

Саша Зубрицкая, работа с выставки «Мастер-ключ», фото: Олег Савунов

Первая моя покупка — картина ижевского художника, который приехал в Петербург и нуждался в деньгах. Затем пошли случайные приобретения, но года 4 назад я осознал, что пора нырнуть глубоко и коллекционировать системно. Главное в этом процессе — расти над собой, делать то, что неприятно и некомфортно. Смысл искусства художника Ивана Горшкова доходил до меня 2,5 года. Такая же ситуация с группой «Север 7». «Северянин» Саша Цикаришвили — несгибаемый человек, визионер и революционер, такой же, как Дмитрий Блинов. Саше надо и дальше гнуть свою линию, хотя иногда у меня возникает внутренний протест против его искусства, которое многим напоминает горы мусора. Но после выставок группы трудно пойти на что-то «красивое» и стерильное. Недавно я ездил в Венецию, смотрел ретроспективу великого художника Arte povera Янниса Кунеллиса — и мне показалось, что «Север 7» отчасти мощнее.

«Графику я начал собирать после похода в мастерскую к Саше Гарт, я полюбил этот вид искусства и стараюсь покупать параллельно с живописью». Александра

«Графику я начал собирать после похода в мастерскую к Саше Гарт, я полюбил этот вид искусства и стараюсь покупать параллельно с живописью».

Александра Гарт. «Максимально плохая идея»

Я бы хотел оказаться в Париже 1910–20-х годов, чтобы поговорить с художниками, стоявшими у истоков фовизма, кубизма, сюрреализма. Но зачем нам машина времени, если в Петербурге и Москве живут художники, с которыми можно общаться здесь и сейчас и которые станут национальной, а может быть, и международной историей? В прошлом году я побывал на ярмарке Art Brussels, вернулся разочарованным. Уровень европейского искусства в сравнении с нашим показался очень продвинутым, а цены — почти такими же. Но чтобы разбираться в европейском contemporary art, надо жить в Европе — общаться с местными художниками, галеристами. Либо довериться посреднику. Если отдам право покупки советнику или арт-дилеру — это будет уже не мое собрание. Я лично решил покупать не более 4–5 работ в год на иностранных ярмарках, чтобы развивать себя как коллекционера и следить за тенденциями.

«Я люблю покупать большие работы — в современном искусстве размер имеет значение. Сейчас мы думаем с коллегами-коллекционерами о создании совместного

«Я люблю покупать большие работы — в современном искусстве размер имеет значение. Сейчас мы думаем с коллегами-коллекционерами о создании совместного хранилища наших коллекций с возможностью демонстрации их профессиональному сообществу».

Леонид Цхэ. «Место для чучела, 26 марта». 2017.

В моей стратегии коллекционирования есть три линии. Первая — вещи, связанные с такими понятиями, как антиконсьюмеризм, милитари, антимилитари, индастриал. Ню исключено — эти сюжеты вызывают эротические желания, а я ищу в картине духовные, а не материальные смыслы. Вторая линия — детские сюжеты, искусство, близкое к примитивизму, дадаизму. Например, Ася Маракулина, Анна Андржиевская, отчасти Леонид Цхэ. Третье направление — абстракция. Сейчас я даю себе послабление в плане сюжета и стараюсь смотреть на искусство более широко, чтобы не ограничивать себя строго заданными темами. Меня интересует новая форма, скульптура, инсталляции, а не только традиционная живопись. Я стараюсь собирать брутальные, жесткие вещи — мне не нужны гламур и салон. Также избегаю покупок работ признанных умерших авторов — слишком просто собирать всем известные и давно открытые имена.

Выставка группы «Север 7» Lost&Found в музее современного искусства M HKA в Антверпене

Выставка группы «Север 7» Lost&Found в музее современного искусства M HKA в Антверпене

Любой коллекционер начинает с уровня дилетанта. Ему тяжелее оценивать искусство, чем куратору или искусствоведу, для которых насмотренность — профессия. Но у собирателя есть преимущество: когда отдаешь за искусство деньги — то есть свою энергию — воспитание вкуса идет быстрее. Ты покупаешь, ошибаешься и в этот момент растешь.

Выставку недавней выпускницы Академии художеств Анны Афониной «Сделай нормальное лицо» Сергей Лимонов купил целиком

Выставку недавней выпускницы Академии художеств Анны Афониной «Сделай нормальное лицо» Сергей Лимонов купил целиком

До базового уровня профессионального коллекционера мне придется расти еще много лет. Свою коллекцию я пополняю каждый месяц, график покупок расписан на полгода. Бывают незапланированные приобретения на ярмарках и выставках. Признаюсь, что мои бюджеты в этом отношении трещат — я трачу больше, чем рационально могу себе позволить. Делаю это сознательно. Во-первых, чтобы быстрее «прокачать» вкус, а во-вторых — избежать покупки материальных вещей, которые на самом деле мне не нужны. Банально, но богатые люди не жалеют на смертном одре о недостаточно длинной яхте. Пройдя уровень роллс-ройсов, вилл, роскошных курортов и золотых унитазов, люди начинают заниматься благотворительностью, а кто-то собирает живопись. Я решил, что можно начать коллекционировать до обретения первого джипа, а тем более джета. Инвестиционный потенциал современного российского искусства сомнителен, поэтому коллекционирование для меня — это в первую очередь тяга к красоте, жизнь вне материального мира. Хотя присутствует и темная сторона коллекционирования — своеобразная наркомания, вещизм и шопоголизм. Об этом мало говорят, но то, что коллекционеры должны всегда носить справку от доктора, — факт!

Благодарим MYTH GALLERY за помощь в проведении съемки.

СТИЛЬ: АЛЕКСАНДРА ДЕДЮЛИНА
ВОЛОСЫ: ЕВГЕНИЙ РАФАЛЬЧУК
ТЕКСТ: АЛЕКСАНДРА ГЕНЕРАЛОВА
ФОТО: АРХИВЫ ПРЕСС-СЛУЖБ

Следите за нашими новостями в Telegram
Теги:
Коллекционировать искусство, Бизнес
Люди:
Сергей Лимонов

Комментарии (0)