18+
  • Город
  • Город
Город

Женщина в песках: фотопроект Ники Кравченко о жизни на намывной территории

Фотограф Ника Кравченко полтора года назад переехала из центра Петербурга на намывную территорию Васильевского острова и начала документировать изменения, которые происходят с новым городским районом у залива. «Собака.ru» публикует пленочные кадры из фотокниги «Романтика в песках»: дикий пляж, гамаки во дворе и стремительно растущие жилые комплексы. 

Вид на Морской порт из окон дома Ники на намывной территории

Вид на Морской порт из окон дома Ники на намывной территории

Детская площадка одного из дворов на намыве

Детская площадка одного из дворов на намыве

Я переехала в Петербург из Витебска и большую часть времени прожила в районе площади Восстания. Три года назад родители подарили мне возможность приобрести в городе собственное жилье, и я приступила к изучению доступных вариантов: пустыри в Рыбацком и Девяткино, коммунальные квартиры в центре, крошечная студия в доме точечной застройки у метро «Ломоносовская». В итоге я выбрала жизнь на намывной территории Васильевского острова, несмотря на то, что это было рискованно — ни один дом там еще не был сдан. В марте 2018 года я получила ключи и переехала, и хотя получения собственной квартиры — радостное событие, первое время мне было крайне дискомфортно. Когда живешь в центре, то всегда находишься в круговороте событий, в гости забегают друзья и не надо беспокоиться из-за того, что вот-вот закроется метро. Жизнь на намыве — это жизнь на краю света: глухой шум стройки, крики чаек, залив и корабли, закаты и туман. К тому же первое время, как в любом строящемся районе, там не было магазинов, аптек, кофейни, только ларек-сарайчик с булками и пивом. Я сразу начала вести хронику своих будней в инстаграме и снимать изменения, происходящие с районом.

Оформить свои впечатления от нового места обитания в цельный проект я решила во время работы над дипломным проектом в академии документальной и репортажной фотографии «Фотографика» с куратором Екатериной Васильевой. Несмотря на то, что у меня был материал, отснятый за год, для проекта я неделю не покидала территорию намыва и ближайших окрестностей и снимала на пленку. Это было необходимо, чтобы максимально прочувствовать атмосферу жизни у залива среди песка и воды. Проведя почти семь месяцев на острове, я увидела, как меняется окружающий мир: как вместо строек и серых каркасов вырастают дома, как вместо кирпичных пирамид на бульваре появляются скамейки, как постепенно приобретает обжитой вид мой подъезд, как крепнут и закаляются северными ветрами деревья во вдвое, как становятся уютными уличные террасы, открываются магазины. Я вижу, как остров пытается из пустыни превратиться в город. Год назад мне казалось, что с каждым днем расстояние между этой точкой на карте и Петербургом увеличивается, что намывной остров хочет стать отдельным целым. Сейчас мое мнение изменилось: все-таки это место становится частью города, пусть и не той, которая сразу рисуется воображением, как только произносишь «Петербург».

Ларек, который был первой торговой точкой на намыве, фотография не вошла в книгу

Ларек, который был первой торговой точкой на намыве, фотография не вошла в книгу

Гамак во дворе

Гамак во дворе

Что изменилось за два года на этой территории? Вместо одного ларька появились продуктовые магазины, салон красоты, милая кофейня с веганскими десертами и стеклянной крышей, а также Соседский центр. Построен детский сад, но еще не сдан в эксплуатацию. Аптека, правда, так и не открылась — в экстренных случаях надо идти пешком на «большую землю». Территорию постоянно облагораживают: меняют покрытия на детских площадках, декоративные заборы, подкрашивают скамейки, следят за озеленением, собирают разлетевшийся мусор.  В декоративных бассейнах с водой летом играют дети. Минусы тоже есть, например, к некоторым калиткам не пройти из-за машин, которые занимают тротуары. В дождливое время к препятствиям прибавляются еще и лужи — эти проблемы обсуждают в группах местных жителей в соцсетях. Забавно, что в моем дворе установили беседки с мангалами, которые сначала были бесплатными. Но затем, видимо, управляющая компания решила, что бесплатные беседки могут сломать, и их теперь сдают в аренду. Зато на территории комплекса, в котором я живу, установлено несколько контейнеров для сдачи старой одежды «Перемолка» и ежемесячно, в определенный день можно сдать сортированный мусор прямо во дворе.

Это вид из моего окна: первый кадр был сделан в сентября 2018 года, второй — в конце октября того же года. Особенность жизни в любом строящемся районе: пейзаж постоянно меняется. С этим связаны особенности освоения территории местными жителями. Незастроенные территории с песком используют как импровизированный «пляж», например какое-то время назад недалеко от моего дома образовалось большая «лужа», где мои соседи по намыв катались на кайтах, но теперь этого места уже нет. Когда я переезжала сюда у меня не было иллюзий, что квартира останется «видовой» — все понимают, что будут новые жилые комплексы будут продвигаться дальше, вглубь залива.

Рядом с намывом есть дикий, никак не обозначенный на карте пляж, куда часто ходят отдыхать местные жители: загорают, жарят шашлыки, распивают алкоголь. Он находится за забором, у него нет никого официального статуса и благоустройства, хотя я регулярно встречаю это место в подборках СМИ. Там, например, проходят вечеринки Генератор-пати. Если честно, я не провожу там много времени. Летом могу почитать в гамаке во двое или позаниматься на спортивной площадке.

Наличие ЗСД, благодаря которому Васильевский остров теперь соединен с городом по ночам во время навигации — преимущество, которое указывается во всех рекламных проспектах жилых комплексов на намыве.  Если у вас нет автомобиля, то до автобусной остановки или маршрутки нужно идти 15 минут, транспорт ходит регулярно. Пешком до метро «Приморская» я иду 40 минут. Когда я переехала сюда у меня были сложности с заказом такси — мой адрес не отображался в навигаторе, но теперь эта проблема уже решена. В своей квартире шума от ЗСД я не слышу.

Несмотря на то, что мои окна на 13 этаже выходят на залив, где часто воют ветра, в квартире не холодно даже зимой. Летом в жару я открываю окно, и внутрь комнаты залетает песок. Если пару дней не мыть пол, то его частицы становится заметными. Ситуация напомнила мне старый японский фильм «Женщина в песках» по роману Кобо Абэ. Хотя этим летом жители намыла наблюдали песчаную бурю, песка в квартире оседает не особенно много. Для фото-книги я сделала постановочные, гипертрофированные фотографии, чтобы передать настроение, «ощущение песка», характерное именно для этого места.

Книга «Романтика» в песках была представлена на фестивале фото-книг и зинов Photobookzineprintpressfest в Бертольд-центре. 

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (1)

  • Татьяна Лешкевич 1 нояб., 2019
    "...деревья во вдвое", "Летом могу почитать в гамаке во двое..." Проблемы со словом "двор"?