18+
  • Город
  • Город
Город

Китайский Петербург: как устроена туристическая мафия

Издание «Фонтанка.ру» выяснило, как на самом деле устроен китайский турпоток в Петербурге: закрытые магазины с завышенными ценами на сувениры, рестораны для своих и схемы обхода налогов. Мы приводим краткий пересказ статьи.

Рестораны

В городе десятки ресторанов, ориентированных на китайского туриста, принадлежат такие заведения китайцам. «Работают по схеме: я тут кормлю твои группы, а в Китае пусть кто-нибудь отдаст моей сестре эти деньги, – говорит руководитель петербургской Ассоциации гидов-переводчиков китайского языка Виктория Баргачева. – Получается дешево, иногда порядка 30 юаней на человека за обед (около 250 рублей)». Бывает, что группе на 50 человек выписывают чек на 500 рублей, а то и просто что-то вроде расходного ордера. Как это сказывается на налоговых поступлениях в бюджет — вопрос риторический.

По словам Баргачевой, зачастую при ресторанах держат подобие обменных пунктов, где меняют юани на рубли. Появление интернет-банкинга и развитие мобильных приложений сделали эту услугу менее популярной. В свое время, вспоминают участники туристического рынка, в ресторане у Львиного мостика турлидеры, словно в ячейке, хранили средства, не желая часто возить наличные через границу. 

Сувениры и янтарь

Для китайских туристов изделия из янтаря — часть культурного кода (с ним связано множество суеверий и примет), чем активно пользуется принимающая сторона, фактически, вынуждая их покупать сувениры в специализированных магазинах. Наиболее заметный находится на Обводном, 108. Владельцем является собственник одного из крупнейших туроператоров Китая «Эфенсин» Хань Те. Корреспонденту «Фонтанки» отказали в посещении магазина, под предлогом того, что в данный момент он работает в режиме корпоративного обслуживания. За время недолгой беседы с охранником у магазина скопилось три заказных туристических автобуса с гостями из Китая. Не лучше получилось и с сувенирным магазином «Сказка» на Аптекарской набережной (собственник Чжан Юй). Корреспонденту сообщили, что в пустующем магазине переучет, кроме того, охранник спросил: «Кто вам рассказал про наш магазин?». С подобным столкнулись и журналисты «Бумаги»

Ежедневный оборот крупных сувенирных точек в Петербурге, принадлежащих китайцам, может превышать 20 млн рублей. При этом в официальной отчетности значатся цифры в несколько тысяч, а в Смольном знают о том, что в магазинах не выбиваются кассовые чеки, пишет «Фонтанка». 

Биржа труда

«Фонтанка» также обнаружила подозрительную активность на рекрутинговом рынке. Описывается следующая схема: открываются вакансии с не самыми выгодными условиями (19-20 тысяч рублей по каждой из названных позиций), и если россияне эти вакансии не закрывают, появляется основание для обращения за квотами на китайских сотрудников. В дальнейшем распорядиться этими разрешениями можно в зависимости от подлинных планов компании: перевезти знакомых, продать и тому подобное. В комитете по труду и занятости подчеркивают, что вакансия должна оставаться невостребованной у россиян в течение 30 дней, чтобы у работодателя появились основания для подачи заявки. После этого проводится анализ, и в случае положительного заключения чиновники выдают разрешение привлечь иностранцев. Квоты по мигрантам из Китая, как говорят в Смольном, не выбираются, да и сами они сокращаются — с 2676 человек в прошлом году до 1460 в 2017-м. «Наибольшее количество работников в 2016 году привлекалось в сферу общественного питания: шеф-повар, повар, менеджер в общественном питании и гостиничном обслуживании», – рассказывают в комитете.

Безграничная монополия

Всего, по данным Ростуризма, в 2016 году в Россию приехали почти 1,3 млн гостей из Поднебесной, их число выросло на 15%. Глава департамента въездного туризма компании КМП Александр Макляровский считает, что лишь 15% китайского турпотока можно назвать прозрачным, остальные 85% в тени. «С ними работает строго очерченный круг компаний китайского происхождения, выводящих деньги обратно в Китай, – говорит эксперт. – Туристам продают квазидешевые путевки, но в эти пакеты не входит много вещей, которые приходится докупать на месте. В итоге они приносят денег больше, чем «дорогие» туристы из Австралии или Бразилии, только не российскому государству, а тем, кто обеспечивает эту непрозрачную систему. Это вредит профессиональному сообществу. Фактически на рынке работают системы, замкнутые сами на себя, скажем так, маленькие мирные пока мафии».

По материалам «Фонтанки.ру»

Следите за нашими новостями в Telegram

Комментарии (0)