Как устроена единственная в России турфирма для инвалидов

Мария Бондарь — одна из двух основательниц уникальной для страны туристической компании для людей с ограниченными физическими возможностями. Петербургская Liberty уже 11 лет устраивает экскурсионные туры для инвалидов-колясочников по России и Европе. Мы поговорили с Марией о социальном бизнесе, трудностях с инфраструктурой и о том, как поменялось в городе отношение к инвалидам.

Все началось в школе, когда мы с другой соучредительницей компании, моей одноклассницей Натальей Гаспарян, мечтали реализовать собственный бизнес-проект. После окончания школы Наташа училась в Университете растительных полимеров на экономиста, я же закончила немецкое отделение филфака СПбГУ. Фирма «Либерти» появилась в 2004-м: на тот момент ни одной аналогичной коммерческой структуры в России не было: да и сейчас мы, наверное, единственный туроператор, полностью сосредоточенный на услугах для инвалидов.

Поначалу мы были в розовых очках, но быстро убедились, насколько Петербург плохо приспособлен для людей с ограниченными возможностями. Можно даже сказать — недоступен. Начали мы с организации обзорных экскурсий для круизных туристов, которые приезжают в город на один-два дня. Исследовали состояние музейных объектов самостоятельно: одна из нас садилась в инвалидную коляску, другая ее катила. Стало понятно, что комфортные, оборудованные пандусами и подъемниками, места здесь можно пересчитать по пальцам. К ним относились, например, Эрмитаж и Русский музей. А, например, со Спасом-на-Крови было так. Мы в буквальном смысле своими руками изготовили алюминиевый пандус, и всякий раз, когда автобус с нашими туристами, подъезжал, водитель выгружал эту 40-килограммовую махину и укладывал на лестницу, ведущую в храм, чтобы наши туристы смогли заехать внутрь на колясках. Со временем администрация все-таки установила пандус: так в итоге случилось еще в нескольких местах.

Наиболее серьезная проблема — недостаток гостиниц. Нужны специализированные номера — с поручнями, широкими дверными проемами соответствующим образом устроенными ванными комнатами. На сегодняшний день в Петербурге мы сотрудничаем со многими отелями, но наши основные партнеры — «Петропалас» на Малой Морской (там семь оборудованных номеров) и «Новый Петергоф», в котором таких номеров шесть.

С отечественными туристами мы работаем либо по себестоимости, либо в убыток — потому что есть объективные причины высокой стоимости туров в Прагу или Париж: прежде всего потому, что этот вид туризма не массовый. Вся прибыль получается за счет иностранных клиентов, приезжающих в Петербург, Москву и по другим российским направлениям.

Мы занимаемся не благотворительностью, а все-таки социальным бизнесом. Само словосочетание мы услышали, только когда приняли участие в проходившем в Москве конкурсе фонда региональных социальных программ «Наше будущее». Для нас это был не просто конкурс, а еще и своего рода психотерапевтический тренинг: мы познакомились со множеством людей, которые занимаются разного рода социальными бизнес-проектами. Тогда, в 2010-м, мы представили бизнес-план развития фирмы и получили от фонда беспроцентный займ сроком на четыре года. Что же касается возможности заниматься здесь социально ориентированным бизнесом — то, конечно, в России это жесткое выживание. Мало того, что властью такой бизнес мало поддерживается, но и тенденции последнего времени — в первую очередь, стремление все укрупнить и монополизировать — являются просто закручиванием гаек.

Сегодня ситуация с доступностью городского пространства для людей с ограниченными физическими возможностями все-таки несколько лучше. Без ложной скромности могу сказать, что в этих переменах есть и наша заслуга. И все-таки инвалиды в России в массе своей по-прежнему «невидимы» для здоровых и испытывают массу известных трудностей. Проблемы эти мы бы могли разделить на три категории: техническую (отсутствие необходимой инфраструктуры), финансовую и психологическую. Многие живут исключительно виртуальной жизнью, общаются в интернете — и это причем в лучшем случае.

Мы достаточно давно планируем расширить сферу охвата. Например, работать с глухими и слабослышащими. Пока это направление не открыто: скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Но мы рассчитываем все-таки в ближайшем будущем осуществить эти планы.

Сайт компании: www.accessiblerussia.com

Интервью: Артем Лангенбург


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также

По теме