Как Георгиевская лента стала маркетинговым оружием

В России в канун 70-летия Победы стартовала акция «Георгиевская ленточка», которая получила весьма странное развитие. Черно-оранжевыми лентами украшают не только лацканы пиджаков, но и домашних животных, детей, а маникюр в цветах этого символа — хит салонов красоты. Пока депутаты пытаются законодательно запретить использование символа в рекламе, вспоминаем настоящую историю знака Победы, который впал в маркетинговую истерию.

Лента Георгиевского ордена, учрежденного императрицей Екатериной в 1769 году, служила отличительным знаком воинской доблести. Орден Георгия, первая степень которого имела три знака: крест, звезду и ленту, состоящую из трех черных и двух оранжевых полос. Она вручалась таким выдающимся военачальникам, как Кутузов, Суворов, Потемкин, Барклай-де-Толли. Затем многие боевые награды носились на Георгиевской ленте или она составляла часть ленты. Так черно-оранжевые цвета стали в России символом военной доблести и славы.

Кроме того, стоит отметить, что георгиевские ленты носили матросы Гвардейского экипажа русской императорской гвардии и матросы кораблей, награждённых Георгиевским флагом — они повязывали их на бескозырки.

Позже, в СССР, Георгиевский орден упразднили, а в 1943 году была учреждена «Гвардейская лента», потому многие критики «Георгиевской ленты» настаивают на названии «Гвардейская». Ее использовали при оформлении нагрудного знака «Морская Гвардия», а также на краснофлотских бескозырках, ее украшали колодку ордена Славы.

Так черно-оранжевая лента всегда была символом отличия перед страной в военных действиях. Впервые раздавать прохожим ее начали в преддверии 60-летия Победы, в 2005-ом году, в рамках акции «Георгиевская ленточка». СМИ единогласно приписывают авторство проекта Наталье Лосевой, сотруднику информационного агентства «РИА Новости». Новую традицию подхватили СМИ, и популяризация ленты начала расти в геометрической прогрессии. В 2006 году было распространено свыше 4 миллионов георгиевских ленточек в более чем в 900 городах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья. На следующий год, в 2007-ом, на Параде победы на Красной площади с георгиевской ленточкой появились первые лица страны — Владимир Путин и Дмитрий Медведев.

В 2010 году ленточку рассылали в посольства России за рубежом, а в 2012 символ получил виртуальную распространенность: социальная сеть Одноклассники предлагала любому желающему разместить на свой фотографии черно-оранжевую ленту. Как позже стало известно, бесплатным сервисом воспользовались более 22 миллионов пользователей.  

Подобная массовость и доступность отличительного символа Победы сыграла злую шутку: многие, получив черно-оранжевую ленту, даже не вдаются в ее историю и используют в крайне сомнительных целях. Ее повязывают на домашних животных и еду, с символикой ВОВ предлагают сделать маникюр. Магазины одежды и обуви сулят скидки покупателям, которые пришли с георгиевской лентой, а один московский зоосалон и вовсе предложил сделать татуировку питомцам в цветах георгиевской ленты.

Проблемой активно заинтересовались политики. Депутат Госдумы Игорь Зотов в апреле этого года предложил радикально наказывать тех, кто оскверняет символов Победы: знамени Победы, ордена Победы и георгиевской ленты. Сегодня, 7 мая, Владимир Жириновский, лидер ЛДПР, вовсе предложил внести в Кодекс об административных правонарушениях пункт, который бы запрещал использование черно-оранжевой ленты в рекламе.


Наши проекты

Комментарии (0)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

Читайте также