Как протесты против сервисов такси добрались до России

В конце прошлой недели российские таксисты устроили забастовку против использования онлайн-сервисов вызова. Волна негодования, начавшаяся несколько лет назад в Америке и Европе, докатилась и до России. Разбираемся, к чему приводят протесты водителей классических такси. 

 

 

Российские таксисты бастуют против онлайн-сервисов из-за того, что обычно водители сами устанавливают цены на поездки, а агрегаторы (мобильные приложения) берут с водителей процент за предоставление заказов. Таким образом после всех отчислений и сборов таксист теряет более 30% заработка. Протестующие требуют согласовывать тарифы для онлайн-заказов, ограничить процент отчислений владельцам приложений, а также принять меры по поддержке такси в регионах страны.

Однако масштабы акции весьма скромные: в Москве в забастовке приняло участие порядка четырех тысяч водителей, а на улицы Петербурга не вышли работать и вовсе 15-50 машин. Тем не менее, активисты намерены продолжить борьбу и обратиться в Государственную Думу с просьбой законодательно урегулировать деятельность агрегаторов заказов.

Роман Круглов, председатель Межрегионального транспортного союза 

В Москве была заранее организована забастовка через профсоюзное движение, посредством групп в социальных сетях. В Петербурге порядка 40 человек уже поддержали движение. Все они частные лица, но мы предложили им объединиться, как это сделали люди в других регионах. Например, не вышли на работу таксисты из Ростова на Дону, Ульяновска, Челябинска, Брянска, Нижнего Новгорода и других городов».

Мировой опыт показывает, что нередко профессиональным водителям удавалось с помощью властей выиграть схватку с приложениями.

Как запрещали приложения-такси во всем мире?

  • Где: Лондон

    Когда: 11 июня 2014 года

    Претензии: таксисты протестовали против решения городских властей допустить альтернативные компании к перевозкам пассажиров. В том числе тех, кто использует мобильные приложения и новейшие интернет-технологии. «Дело в том, что мы не можем больше терпеть то, что властям до нас нет дела. Они дают лицензии всем подряд, и их вообще не волнует, что они делают. Наши издержки растут с каждым днем, они уже даже велорикшам дали лицензии, и то, что такси теперь можно заказать через мобильное приложение, их тоже не заботит», - рассказал таксист Джастин Уинтли телеканалу BBC. До дня протеста у таксистов черных кэбов было исключительное право ездить по специально-выделенной полосе, но накануне суд постановил, что это право нужно предоставить и другим службам такси.

    Как развивались события: профессиональные английские таксисты (с лицензией) медленно-медленно проехали на своих черных кэбах по центральной площади – Трафальгарской. Затем митингующие заблокировали ряд основных магистралей, поэтому в час пик движение в Лондоне встало. Британские газеты писали о «транспортном коллапсе» и «полном хаосе» на дорогах. Полиция была в курсе готовящейся акции, но предупреждения и призывы к порядку не оказали должного воздействия. Боевой дух бастующих укрепляла огромная надувная крыса с плакатом, призывающим мэра города Бориса Джонстона не наживаться на водителях черных кэбов.

    Итог: к вечеру кавалькада машин удалилась. Конкретных действий от властей британские таксисты так и не дождались, зато забастовкой провели успешную пиар-акцию для конкурентов. К вечеру любопытные жители Лондона узнали о действующей интернет-программе, позволяющей вызвать такси подешевле. В конце дня Uber сообщил об увеличении количества регистраций на 850% по сравнению с аналогичным днем на прошлой неделе, писал «Цукерберг позвонит». По словам генерального директора компании в Великобритании и Ирландии Джо Бертрама, в день забастовки они зафиксировали самое большое количество регистраций в Лондоне с момента запуска приложения два года назад.

  • Где: Париж, Марсель, Бордо, Монпелье и Лион

    Когда: 12-13 января 2014 года

    Претензии: французские таксисты были недовольны увеличением налогов, изменением тарифов и новыми правилами заказа такси, введенными правительством с 1 января 2014 года. Также водители протестовали против лжетаксистов, использующих приложение Uber. Отмечается, что в стране появились частные компании, которые предлагают те же услуги, но ненадлежащим образом. Во первых, машины извозчиков не промаркированы, на них нет специальных мировых вывесок. Во-вторых, такие водители забирают людей на улице, реагируя на поднятую руку. Таким образом у профессионалов отбирают пассажиров. 

    Как развивались события: пять объединенных профсоюзных движений таксистов, которые во Франции имеют большой вес, объявили о готовящейся забастовке. Организации готовили акцию протеста к понедельнику 13 января. Но взволнованные таксисты поддержали идею моментально и вышли на улицы днем раньше – 12 января. Таким образом, забастовка водителей совпала с протестом железнодорожников, которые также были недовольны только что проведенными реформами и отменой 2/3 поездов. Таксисты перекрыли дороги, в том числе и ведущие в парижский аэропорт. Забастовка продолжилась и на следующий день. Утром 13 января около 300 такси перекрыли одну из площадей в центре Парижа. В результате этого к девяти часам утра в городе образовались серьезные пробки общей протяженностью около 30 километров. В понедельник начались и локальные стычки: 20 водителей парижских такси напали на одну из машин сервиса Uber. Они закидали автомобиль яйцами, после чего прокололи шины и разбили окно.

    Итог: учитывая, что такие протесты возникали и ранее, правительство Парижа ввело так называемый закон «15 минут», согласно которому сервисы заказа такси могут предложить свои услуги только в том случае, если заказчик не сможет «поймать» обычное такси в течение 15 минут со времени заказа машины в мобильном приложении. Но профсоюзы таксистов оказались недовольны таким решением властей, посчитав 15 минут слишком долгим временем ожидания и продолжили борьбу с конкурентами в суде. Там, спустя долгие месяцы рассмотрения, отклонили инициативу с требованиями закрыть приложение Uber. Тогда неунывающие таксисты Франции заявили о готовящейся массовой забастовки во всех центральных аэропортах страны. В декабре 2014 года правительство Франции заявило о том, что планирует запретить приложение uberPOP, пишет The Financial Times. По словам министра иностранных дел Франции, данное приложение незаконно, так как, в частности, у водителей нет соответствующей страховки.

  • Где: Мадрид

    Когда: 14 октября 2014 года

    Претензии: на территории Испании с начала 2014 года начало действовать приложение Uber. К концу года профессиональные таксисты Барселоны уже выиграли схватку с конкурентами и добились активных действий от властей. После многочисленных протестов и забастовок в Барселоне установили размер штрафа (4000 евро) для пользователей запретного приложения и разрешили полицейским конфисковывать машины нарушителей сроком до 3-х месяцев. Мадридцы хотели, чтобы у них было также, как у барселонцев.

    Как развивались события: крупнейшие профессиональные ассоциации, которые объединяют 95% столичных таксистов, обратились к водителям с просьбой прекратить работу на 24 часа с 6 часов утра 14 октября. Согласно испанским СМИ, в Мадриде численность лицензированных такси составляет около 15 тысяч единиц. Предполагалось, что в течение дня услуги будут оказываться только в чрезвычайных ситуациях, например, доставка врача на вызов.

    Однако некоторые машины все же продолжали работать в штатном режиме. Это были водители мадридской ассоциации такси, представляющие меньшинство перевозчиков. Там всецело поддержали цели забастовки, но методы борьбы не одобрили. «Решение проблемы не может заключаться в постоянных забастовках на улице в рабочее время, потому что тогда оказывать услуги такси будут другие, причем нелегально. Мы призываем отменить забастовку, так как это осложняет переговоры и создает ненужную и бесплатную рекламу этим приложениям, которые работают нелегально», - заявили в ассоциации изданию Noticia.ru. Так мадридская забастовка прошла без участия таксистов из ассоциации, зато они приняли участие в манифестации против засилья непрофессионалов.

    Итог: полиции Мадрида разрешено штрафовать перевозчиков, использующих Uber приложение, а также их пассажиров. За несоблюдение закона мадридские водители могут заплатить от 4 до 18 тысяч евро.

  • Где: Берлин

    Когдав конце 2014 года

    Претензии: председатель берлинского объединения таксистов и владельц таксопарка Рихард Ляйпольд пожаловался на то, что Uber занимается нелегальным извозом на автомобилях, которые сдаются в аренду. А по закону прокатчики, коими и числятся Uber водители, должны возвращаться в автопарк после рейса. Но псевдотаксисты так не поступают – они как и обычные водители забирают своих клиентов где угодно, в парк не возвращаясь. 

    Итог: районный суд Берлина вынес временный запрет на работу американской компании в немецкой столице. 

  • Где: Брюссель

    Когда: в апреле 2014 года

    Претензии: местный перевозчик Verts подал жалобу на недобросовестную конкуренцию со стороны Uber. Организация отмечала, что сервис демпингует рынок, так как устанавливает цены на поездку 20% ниже средних. Кроме того Verts отметили, что водители Uber работают без соответствующих лицензий.

    Итог: в апреле суд запретил гражданам вызывать частное такси с помощью приложения для смартфона Uber. Причиной отказа стало отсутствие у таких автомобилей необходимой для работы в ЕС лицензии. Об этом сообщает Financial Times. Тех, кто не подчинится новому закону и продолжит заниматься частным извозом через приложение, ждет штраф 10 тысяч евро.  


Наши проекты

Комментарии (22)

Авторизуйтесь
чтобы оставить комментарий.

  • Воздуха! 25 нояб., 2015
    Хотя очень похоже на очередную писанину для замыливания глаз и ухода от реальных проблем.
  • Воздуха! 25 нояб., 2015
    Всегда найдётся крупный игрок,который не хочет конкурировать в рамках закона.
  • Masha78 24 нояб., 2015
    Что за новшества? 20 000 машин на спб??? Это вообще нормально нет?? Они подумали о туристах и том как цены то взлетят???
  • salyn 24 нояб., 2015
    По ходу приличные компании такие как Таксовичков дорогу перешли кому-то.....Вот и принимают законы во вред...
  • Olesya Ermakova 24 нояб., 2015
    Всё время ото всюду трубят,что нужно развивать своё,а сами по итогу занимаются лоббированием интересов сторонних компаний.Ну и как тут развивать что-то,когда такие правки ведут только к монополизации отрасли?
  • Данил Прадченко 24 нояб., 2015
    ну куда в 2 раза-то сокращать??? Делать из такси привилегию-это не в какие рамки не вписывается! Странные какие-то нападки на эту отрасль...
  • salyn 24 нояб., 2015
    Где программа поддержки малого бизнеса? У меня просто слов нет: одним законом хотят и службу загубить, и людей сервиса достойного лишить. Плюс рост безработицы. Мыслители......
  • Masha78 23 нояб., 2015
    И сколько бомбил в городе станет! Они и так свистят на каждом углу, предлагает к ним садиться? Я вот боюсь, столько случаев, особенно с девушками..
  • Masha78 23 нояб., 2015
    Будут кататься только избранные, да еще и чтобы мы их все видели, на черных машинах! Я думаю и их эконом класс по сравнению с нынешними ценами будет ой какой неэкономный! А заказывать за пару дней машинку будем))
  • Нина Κулагина 23 нояб., 2015
    После таких правок можно приспокойненько идти отмечать похороны малого бизнеса и конкуренции в этой отрасли!! Ну и жуки! ну и на такси теперь будут кататься только избранные судя по всему...
    • Люда Яковлев 23 нояб., 2015
      Естественно,им же это всё по боку-у них свои водители есть,какая им разница сколько людей без работы останется! Ничего лучше придумать не могут,могут только запрещать и сокращать.
  • Алена Топоркова 23 нояб., 2015
    народ и так прибывает в состоянии полной неуверенности в завтрашнем дне,а тут ещё и такие глобальные сокращения и такое давление.Совсем с ума посходили!
  • Соня Кологреева 22 нояб., 2015
    Конечно будут протесты против таких поправок. Надо же думать-лишить 20 000 людей работы,естественно здесь без негативных последствий не обойдётся.
  • Люда Яковлев 22 нояб., 2015
    и о каком импортозамещении может идти речь?? с такими правками долго будем сидеть в яме. Как говорит,рома жёлудь мы в "днище".
  • Люда Яковлев 22 нояб., 2015
    о какой честной конкуренции может идти речь вообще,когда принимаются такие правки?
  • Masha78 22 нояб., 2015
    Кроме квотирования такси еще и уберут все желтые, оранжевые и зеленые машины! Черные и белые взамен им! Это - то зачем? Что это улучшит в городе?
  • Masha78 21 нояб., 2015
    Эти диспетчерские системы плюс 20 000 оставшихся машин просто не справятся! Представьте что будет в 2018м когда приедут на футбол, и так цены на все поднимут... Просто лишь бы что-то придумать им(((
  • Радистка Кэт 21 нояб., 2015
    Кстати, если нормальное такси делает свое мобильное приложение для вызова авто, то ничего плохого в этом нет, вполне современно. Но беда в том, что убер, гет, яндекс - диспетчерские системы, которые ни за что не отвечают. Это как бы информационный посредник - сообщает зарегистрированным у них в системе водителям о заказе. И все. Кто к вам приедет, неизвестно, может, три машины разом и будут драться)) У нас точно все будет сведено к бардаку и к росту преступности.
  • istinim 20 нояб., 2015
    Насчёт импортозамещения тонко подмечено. Скоро в России не останется ничего своего, только алкоголики и наркоманы. Нашли время душить бизнес. Совсем с ума посходили. Путин их ругает, что плохо помогают бизнесу, так вот она какая, помощь эта! Загляденье просто. Откуда только берутся эти чокнутые, которые решили добить окончательно всё то, что не добили американские санкции?
  • Vlad_SN 20 нояб., 2015
    В Питере собираются рассмотреть закон о квотировании такси, то есть сокращают количество такси в два раза. Их и так не очень то хватает, а теперь будем ждать до посинения машины. И сколько они будут стоить? Тарифы взлетят, таксисты вылетят на улицу. Пойдут наниматься в тот же убер. Убер - иностранная компания. Импортозамещение налицо)) Ну и кому это выгодно?
  • Маргарита Нефедова 24 июля, 2015
    Всегда найдутся недовольные, которых не устраивают правила честной конкуренции.
  • Ева Абрамова 26 февр., 2015
    Есть очень достойное такси, часто им пользуюсь, тел.716-00-00, цены самые низкие по городу, водители вежливые, новые машины.

Читайте также